В Перми открылся Международный форум «Умный город»
Глава Перми Эдуард Соснин рассказал о цифровизации в сфере городского транспорта и цифровой трансформации муниципального управления.
На площадке КВЦ «ПЕРМЬ ЭКСПО» с 13 по 15 июня проходит V Международный форум по развитию и цифровой трансформации городов «Умный город». Мероприятие посвящено цифровому развитию городов, инновационным подходам к развитию современной урбанистической инфраструктуры.
В работе форума принимают участие руководители федеральных, региональных и муниципальных органов власти, строительных организаций и ИТ-сообщества, представители некоммерческих организаций, образовательных центров и дипломатического корпуса.
В ходе форума российские и зарубежные эксперты обсудят внедрение искусственного интеллекта в городские системы, технологический суверенитет и импортозамещение в ИТ-сфере, регулирование цифровых платформ и экосистем, кадровое обеспечение в сфере цифровой трансформации. Участники форума презентуют собственные проекты и обменяются опытом с ведущими игроками в сферах цифровой трансформации государственного и муниципального управления, строительства, транспорта, жилищных и коммунальных услуг, образования, экологии и других.
В первый день форума состоялась стратегическая сессия «Умные дороги и транспорт» в которой принял участие глава Перми Эдуард Соснин. Он рассказал о цифровизации оплаты проезда и контроле оплаты проезда в городском общественном транспорте.
Пермь активно внедряет цифровые решения на транспорте. Все автобусы и трамваи подключены к системе навигации, контроль за их движением ведется центральной диспетчерской службой. Это даёт возможность контролировать их работу в режиме реального времени как диспетчерам, так и пассажирам через специальные ресурсы. Кроме того, подвижной состав оснащается дополнительным оборудованием – валидаторы для безналичной оплаты проезда, медиапанели и датчики пассажиропотока. Также жители города могут оплачивать проезд с помощью виртуальной транспортной карты. Достаточно лишь отсканировать QR-код в салоне, либо выбрать нужный автобус или трамвай на карте города и подтвердить поездку. Также в приложении доступно расписание движения, возможность пополнения транспортных карт и отслеживание совершенных поездок.
Еще одно направление цифровизации – это контроль оплаты проезда. Сейчас автобусы работают без кондукторов, 60 контролеров еженедельно совершают 2,5 тысячи проверок.
– Цифровые инструменты также помогают нам устранять проблемы в транспортной отрасли. Например, при заключении новых контрактов с перевозчиками мы планируем запустить «автобусы-гармошки» – особо большого класса вместимости на загруженные маршруты, которые были определены благодаря обратной связи жителей и технической возможности маршрутов, на которых курсируют автобусы, – рассказал Эдуард Соснин.
Обратная связь стала еще одной темой для обсуждения, которую глава Перми представил на панельной дискуссии форума «Умный город».
— У Перми достаточно большой опыт учёта обращений граждан при принятии управленческих решений. Транспортная отрасль – одна из них, а также сфера ЖКХ. Напомню, что в январе этого года в том числе на основе аналитики по обращениям граждан было заключено соглашение с ПАО «Т Плюс» о передаче выявленных бесхозных сетей теплоснабжения на обслуживание ресурсоснабжающей организации. Работа в этом направлении ведется – данные передаются раз в месяц. Их сбором и аналитикой совместно с муниципалитетом занимается Центр управления регионом Пермского края, - сообщил Эдуард Соснин.
При этом все возрастающий объем данных из разных источников определяет все новые вызовы, связанные с необходимостью их всестороннего учета и интерпретации.
— У нас есть платформа обратной связи, региональная платформа общения с жителями «Управляем вместе», Электронная пермская образовательная система, другие источники информации. Все это создает огромный массив данных, которые требуют аналитики. Поэтому сейчас мы начали применять нейросетевую модель анализа обращений. По части муниципалитетов уже видим проблемные зоны, которые определяет искусственный интеллект. Прорабатываем их с главами муниципалитетов, чтобы решать эти проблемы и предотвращать их возникновение. Среди глобальных задач — ускорить динамику роста показателей «цифровой зрелости» государственного и муниципального управления. По итогам прошлого года 85% всех оказанных услуг были предоставлены в электронном виде. Цель, которую сформировал Владимир Путин — к 2030 году 95% услуг должны потребляться жителями онлайн, — отметил министр информационного развития и связи Пермского края Петр Шиловских.
В России пока не существует комплексных инструментов для анализа всего массива обращений, но в перспективе они могут быть созданы, обратил внимание замгендиректора АНО «Диалог Регионы», головной организации Центров управления регионами Вадим Никишин.
— Мы анализируем проблематику в регионах по соцсетям, сообщениям граждан из открытых источников, но это только 1/3 от всех запросов граждан. Остальной объем данных поступает через платформы обратной связи, в формате электронных писем или бумажных обращений по 59-му федеральному закону. При этом в регионах и ведомствах по-разному классифицируются вопросы, нет единого хранилища информации, также в этих случаях мы сталкиваемся с ограничениями по обработке персональных данных. Это определенно точка роста, так как органы власти и ЦУР не видят всей картины по территории. Поэтому очень важно появление единой экосистемы данных для принятия управленческих решений. Сделав упор на чистоту, качество данных и межведомственное взаимодействие, мы можем создать такую базу за 6 лет, — отметил Вадим Никишин.