Новости закупок

 

     

ТПП РФ утвердила новое Положение о выдаче сертификатов СТ-1, отменившее прежние правила и установившее новые условия для закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Новым Положением установлены:

  • условия и особенности выдачи сертификатов в отношении продукции, указанной в отдельных позициях приложения № 2 к ПП РФ от 23.12.2024 № 1875;
  • перечень и порядок предоставления документов для получения сертификата;
  • нюансы заполнения СТ-1;
  • порядок выдачи сертификатов сроком действия до 1 года.

Сертификаты СТ-1, выданные по старым правилам, действительны до истечения срока их действия.

Документ: Приказ ТПП РФ от 28.03.2025 № 31

 

20 апреля 2025 года вступило в силу  постановление Правительства РФ от 12.04.2025 № 486 которым установлено, что если в соответствии с законодательством не требуется получать разрешение на строительство или проводить экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий, разработка рабочей документации не обязательна.

По общему правилу при возведении и реконструкции любых объектов капстроительства необходимо разрабатывать как проектную, так и рабочую документацию.

 

Принят приказ Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 9 апреля 2025 г. № 32-01-04-40 «О внесении изменений в приказ Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 03 ноября 2021 г. № 32-01-04-156 «Об утверждении Регламента проведения экспертизы начальных (максимальных) цен контрактов (договоров), начальных цен единиц товара, работы, услуги при осуществлении закупок товаров, работ, услуг» (далее – НМЦК).

Изменения касаются проведения экспертизы НМЦК при осуществлении закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), в отношении которых установлены предусмотренные статьей 14 Закона № 44-ФЗ запрет, ограничение.

Так, изменения направлены на учет особенностей определения НМЦК, установленных ПП РФ от 23.12.2024 № 1875 «О мерах по предоставлению национального режима…» (далее – Постановление) и проверяемых исполнителем экспертизы (ГКУ ПК «ЦОЗ»), таких как:

- правильность определения заказчиком наступления одного из предусмотренных подпунктом «г» пункта 7 Постановления случаев неприменения указанных особенностей определения НМЦК;

- соблюдение заказчиком требований, предусмотренных подпунктом «в» пункта 7 Постановления, к применению метода сопоставимых (рыночных) цен для определения НМЦК (определение идентичности или однородности товаров исключительно с учетом товаров из стран ЕАЭС, использование ценовой информации, направленной в адрес поставщиков из ГИСП или исполняющих аналогичные контракты).

Данные изменения распространены на правоотношения, возникшие с 1 января текущего года.

Иные изменения носят технический характер.

Вступил в силу: 09.04.2025

Документ: Приказ Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 9 апреля 2025 г. № 32-01-04-40 «О внесении изменений в приказ Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 03 ноября 2021 г. № 32-01-04-156 «Об утверждении Регламента проведения экспертизы начальных (максимальных) цен контрактов (договоров), начальных цен единиц товара, работы, услуги при осуществлении закупок товаров, работ, услуг»

 

В дополнение к письмам от 20.10.2023 № КА-112797/20, от 22.02.2024 № КА-17718/20, от 03.07.2024 № КА-69129/20 и от 13.11.2024 № КА-121503/20 Минпромторг России направил актуальный перечень легковых автомобилей с российским VIN, использование которых является приоритетным для государственных и муниципальных служащих:

- бренд Lada, модели: Vesta, Vesta SW Cross, Granta, Niva Legend, Niva Travel,
- Largus, Aura;
- бренд Москвич, модели: 3, 3е, 6, 8;
- бренд УАЗ, модели: Патриот, Пикап, Профи, Хантер, СГР;
- бренд ГАЗ, модели: ГАЗель NEXT, ГАЗель NN, Соболь, Соболь NN;
- бренд SOLLERS, модели: ST6, ST8, ATLANT, ARGO;
- бренд Evolute, модели: I-PRO, I-JOY, I-SKY, I-JET, I-SPACE, I-VAN;
- бренд Voyah, модели: FREE, DREAM;
- бренд Haval, модели: JOLION, DARGO, F7/F7x, H9, M6;
- бренд XCITE, модели: X-Cross 7, X-Cross 8;
- бренд AURUS, модели: SENAT, KOMENDANT;
- бренд KAIYI, модели: E5, X3 Pro, X3, X7;
- бренд BAIC, модели: U5 Plus, X35, X55, BJ40 Plus, X7;
- бренд АМБЕРАВТО, модель: А5;
- бренд SWM, модели: G05 Pro, G01;
- бренд CITROEN, модель: C5 AIRCROSS (производства компании ООО «Автомобильные технологии» в Калужской области).

Документ: Письмо Минпромторга России от 04.04.2025 № КА-39089/20

 

1. Минфин России разъяснил: изменение в госконтракте страны происхождения возможно при условии, что цена останется неизменной, а качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) поставляемого товара, выполняемой работы или оказываемой услуги будут лучше по сравнению с указанными в контракте.

Документ: Письмо Минфина России от 16.01.2025 № 24-06-09/2541

 

2. Минфин России дал разъяснение об особенностях применения положений ПП РФ от 23.12.2024 № 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при осуществлении закупок по Закону № 44-ФЗ.

Документ: Письмо Минфина от 20.03.2025 № 24-03-08/27794

 

3. Минфин России сообщил, что в случае невыполнения заказчиком обязанности осуществить закупки у СМСП в течение календарного года в объеме, установленном Правительством РФ, размещения недостоверной информации о годовом объеме закупок у таких субъектов, либо неразмещения указанного отчета в ЕИС до 3 февраля 2025 года положение о закупке данного заказчика с 4 февраля 2025 года до завершения этого года признается неразмещенным в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ. В данном случае в течение указанного периода заказчики руководствуются положениями Закона № 44-ФЗ.

Документ: Письмо Минфина России от 11.03.2025 № 24-07-06/23581

 

4. Минфин России пояснил: если организация, заключившая договор по Закону № 223-ФЗ без НДС, с 2025 года перешла на УСН с НДС, цена договора может быть пересмотрена при условии, что в договоре и положении о закупке нет запрета на изменение цены.

Документ: Письмо Минфина РФ от 11.03.2025 № 24-07-08/23797

 

5 апреля 2025 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 27.03.2025 № 388, которым уточняются требования к отдельным видам продукции радиоэлектроники, предъявляемые в целях ее отнесения к российской продукции.

В частности, портативные компьютеры, планшеты и сотовые телефоны выделены в отдельную группу с самостоятельными требованиями для признания такой продукции российской.

Также предусмотрено, что указанная продукция может быть отнесена к произведенной на территории РФ при условии достижения в совокупности установленного суммарного количества баллов за выполнение на территории РФ операций для каждой единицы продукции.

Документ: Постановление Правительства РФ от 27.03.2025 № 388

 

В соответствии с положениями части 1.7 и 8.1 статьи 95 Закона № 44 ФЗ (в редакции Закона № 360-ФЗ), заключение соглашений об изменении и о расторжении контракта с использованием ЕИС стало ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ:

  • для контрактов, заключенных с 01.04.2025
  • для структурированных контрактов заключенных до 01.04.2025, по которым отсутствуют ранее заключенные дополнительные соглашения (на бумаге)

Заключение соглашений об изменении и о расторжении контракта осуществляется с использованием ЕИС как ПРАВО:

  •  для структурированных контрактов заключенных до 01.04.2025, по которым есть ранее заключенные дополнительные соглашения (на бумаге)
  • для неструктурированных контрактов заключенных до 01.04.2025

Обращаем внимание, что заключать соглашения об изменении и о расторжении контракта по таким контрактам как и ранее можно на бумаге, а чтобы воспользоваться вышеуказанным правом, необходимо в интересующей процедуре заключения контракта в ЕИС на вкладке "Контракт заключен" выбрать пункт - "Использовать заключение электронных доп.соглашений".

 

1. Минфин России напомнил, что в ПП РФ № 1875 указан перечень сведений, подтверждающих происхождение товаров. В частности, таким подтверждением является номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции, в которой содержится информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории РФ. Количество баллов должно быть равным или превышать значение, определенное ПП РФ № 719 для целей осуществления закупок.

Документ: Письмо Минфина России от 18.03.2025 № 24-06-06/26635

 

2. Минфин России разъяснил отдельные нюансы применения национального режима в закупках. В частности, ведомство сообщило, что запросы о предоставлении информации о цене товаров необходимо направлять субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в ГИСП, только в отношении тех товаров, поставку которых такой субъект осуществляет.

Документ: Письмо Минфина России от 17.03.2025 № 24-06-06/25869

 

1. ФАС России дала разъяснения по применению Приказа от 22.11.2024 № 894/24, регулирующего порядок определения НМЦК при закупке моторного топлива. Ведомство пояснило, что разрешается использовать широкий перечень источников ценовой информации и применять дополнительные коэффициенты при расчете НМЦК на топливо. Гибкость заказчиков в данных вопросах остается при соблюдении общих принципов Порядка и Закона № 44-ФЗ.

Документ: Письмо ФАС России от 21.03.2025 № ЦА/26087/25

 

2. ЦДУ ТЭК дало разъяснения о предоставлении данных для расчета НМЦК на моторное топливо. В письме сообщается, что заключение договора с ЦДУ ТЭК осуществляется по общим правилам контрактной системы в соответствии с законодательством РФ и Бюджетным кодексом. Публичной оферты такого договора в настоящее время не имеется. Стоимость предоставления информации установлена приказом ЦДУ ТЭК от 18.10.2024 № 3 «О стоимости продукции и услуг, реализуемых в 2025 году».

Документ: Письмо ЦДУ ТЭК от 17.03.2025 г № 37/124

 

15 мая 2025 года в Екатеринбурге состоится пятый всероссийский форум о закупках в сфере строительства и проектирования World Build/State Contract.

На сайте www.стройзакупки.рф открыта бесплатная регистрация для делегатов форума.

На форуме ежегодно собираются тысячи участников закупок по 44 ФЗ, 223 ФЗ, коммерческих контрактов, заказчики и подрядчики в сфере строительства и проектирования из разных регионов России, для встречи с коллегами и с исполнительными органами власти.

Организаторы форума, СРО «Уральское объединение строителей» и СРО «Лига проектных организаций», ставят своими целями установить партнерские отношения между заказчиками и исполнителями работ и решить системные проблемы в законодательстве о в сфере строительства и проектирования.

Участники форума смогут заявить о проблемах в законодательстве, которые затрудняют работу, мешают развивать бизнес. Каждый делегат форума может высказать мнение о том, что сегодня важно предпринять в части изменения в нормах, в законодательстве, чтобы строительство и проектирование по 44 ФЗ, 223 ФЗ, коммерческим контрактам шло быстрее, проще и выгоднее?

Кроме того, заказчики-спикеры поведают о будущих объектах для подряда.

О проблемах в законодательстве и о ближайших объектах для подрядных работ расскажут представители «Северстали», «Концерна ВКО «Алмаз-Антей», «Росатом Инфраструктурные решения», «Объединенной авиастроительной корпорации», российской дирекции в Группе Всемирного банка, управлений капитального строительства и центров закупок российских регионов.

Делегаты форума смогут высказать свои пожелания исполнительным органам власти о совершенствовании норм в части реализации национального режима, бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, цифровой трансформации строительной отрасли, в том числе ведения исполнительной документации в электронном виде.

На форуме будет представлен Рейтинг деловой репутации подрядчиков, который позволяет осуществить переход от критерия «цена» к критерию «опыт», дает дополнительные гарантии для заказчика, а подрядчикам открывает доступ к ряду преференций.

А еще у гостей форума будет возможность получить рекомендации и советы по участию в закупках от профильных экспертов.

Участие в форуме бесплатное.

Программа и регистрация на сайте www.стройзакупки.рф

 

Минфин регулярно обновляет перечень банков, которые вправе выдавать гарантии для обеспечения заявки или исполнения контракта. По состоянию на 13.03.2025 г. в список включено 210 банковских организаций.

Документ: Перечень банков, которые вправе выдавать независимые гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов и соответствующих требованиям, установленным частями 1 и 1.1 статьи 45 Закона № 44-ФЗ (на 13.03.2025 г.)

 

1. ФАС России разъяснила правила расчета НМЦК при закупке топлива. Отмечается, что в случаях, не урегулированных Порядком, утвержденным приказом ФАС России от 22.11.2024 № 894/24, следует руководствоваться нормами Закона № 44-ФЗ.

Документ: Письмо ФАС России от 14.03.2025 № ВК/23244/25

 

2. Минфин России разъяснил, что при подаче заявки на участие в госзакупках необходимо указывать только одну страну происхождения товара. Ведомство подчеркивает, что Закон № 44-ФЗ не допускает указания нескольких стран.

Документ: Письмо Минфина России от 13.03.2025 № 24-03-09/24756

 

3. Минфином России даны разъяснения по применению запрета, установленного ПП РФ от 23.12.2024 № 1875. В документе отмечено, что запрет на закупку ПО распространяется не только на самостоятельные закупки ПО, но и на случаи, когда ПО включено в состав объекта закупки вместе с другими товарами, работами или услугами.

Документ: Письмо Минфина России от 11.02.2025 № 24−06−09/12084

 

4. Минфин России разъяснил, что некоторые участники закупок при определенных условиях могут быть освобождены от обеспечительных платежей по контракту. Речь идет о субъектах МСП и СОНКО. Они могут не вносить обеспечительный платеж, если к ним не было претензий при исполнении трех контрактов за три года, предшествующих заключению контракта. Эти сведения содержатся в реестре контрактов, а сообщить о них нужно до заключения контракта.

Документ: Письмо Минфина от 17.01.2025 № 24-06-09/3195

 

1. С 1 апреля 2025 года вступают в силу новые правила, обязывающие заказчиков использовать Единую информационную систему (ЕИС) на всех этапах заключения, изменения и расторжения контрактов в рамках Закона № 44-ФЗ.

Документ: Письмо УФК по г. Москве от 05.03.2025 № 73-19-17/19-3258

 

2. Минфин РФ разъяснил, что при осуществлении закупок автотранспортных средств заказчикам следует руководствоваться предельными ценами отдельных видов ТРУ, установленными в ведомственном перечне, и положениями Общих правил.

Вместе с тем Минфином РФ разработан проект постановления Правительства РФ (ID 01/01/02-25/00154962), которым предусмотрена возможность применения индекса потребительских цен на легковой автомобиль (отечественный, новый) при нормировании закупок автомобилей для обеспечения нужд субъектов РФ, муниципальных нужд.

Документ: Письмо Минфина РФ от 11.03.2025 № 24-06-06/23709

 

3. ФАС России изменила подход к включению в РНП за недостоверные сведения. Ранее ФАС России придерживалась позиции, согласно которой расторжение контракта на основании п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ из-за выявления несоответствия участника закупки требованиям извещения или предоставления недостоверных сведений не являлось основанием для включения в РНП. Однако эта практика утратила актуальность. Фактически письмо ФАС России от 16.03.2017 № ИА/16790/17 «По вопросам о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков» утратило силу.

Согласно новому подходу, предоставление недостоверных сведений теперь рассматривается как существенное нарушение условий контракта. Это подтверждается правоприменительной практикой, включая решения ФАС России и арбитражных судов​.

Документ: Письмо ФАС России от 06.03.2025 № МШ/19851/25

 

1. Минфин России разъяснил, что применение положений ПП РФ от 23.12.2024 № 1875 не исключает необходимости применения положений Закона № 44-ФЗ, а также изданных в его реализацию нормативных правовых актов, в том числе РП РФ от 08.12.2021 № 3500-р, которым утверждены перечни товаров, работ и услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества участнику закупки, являющемуся учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы, а также являющемуся организацией инвалидов.

Документ: Письмо Минфина России от 18.02.2025 № 24-01-09/14923

 

2. ⁠Минфин России уточнил правила определения НМЦК в соответствии с ПП РФ № 1875, применения ценовых ограничений и порядок взаимодействия с государственной информационной системой промышленности.

Документ: Письмо Минфина России от 03.03.2025 № 24-03-09/20370

 

Предлагаем ознакомиться с письмами федеральных ведомств с разъяснениями отдельных вопросов в сфере закупок.

1. ФАС разъяснила особенности указания информации о товарном знаке в заявках участников закупок по 44-ФЗ. По мнению службы, в заявке можно не указывать наименование товарного знака и отразить лишь сведения, которые позволят определить его наличие. Если у комиссии есть данные о товарном знаке, но участник их не привел, заявку отклонят. Также ФАС сообщила, что товарный знак является существенным условием контракта, который может быть изменен с учетом поставки продукции с улучшенными характеристиками.

Документ: Письмо ФАС России от 31.01.2025 № ГР/7996/25

 

2. ⁠ФАС разъяснила принципы распределения полномочий между центральным аппаратом ФАС и его региональными подразделениями.

Документ: Письмо ФАС России от 21.02.2025 № МШ/15339/25

 

3. ФАС разъяснила, что изменение места осуществления лицензируемого вида деятельности не является основанием для переоформления лицензии на осуществление частной охранной деятельности.

В случае осуществления лицензируемого вида деятельности на территории других субъектов РФ необходимо уведомление лицензирующего органа соответствующего субъекта РФ.

При этом обязанность уведомлять территориальные органы как по месту выдачи лицензии, так и по месту нахождения объекта охраны возникает после заключения соответствующего государственного (муниципального) контракта.

Документ: Письмо ФАС России от 18.02.2025 № ГР/13587/25

 

4. Минфин России разъяснил, что Правила, утвержденные ПП РФ от 30.06.2020 № 961, продолжают с 2025 года распространяться на юридических лиц, осуществляющих закупки в соответствии со статьей 15 Закона № 44-ФЗ за счет бюджетных средств, в связи с отнесением таких лиц к понятию «заказчик».

Документ: Письмо Минфина России от 20.02.2025 № 24-01-06/16146

 

5. Минфин России разъяснил, как правильно указать товарный знак в заявке на закупку.

Документ: Письмо Минфина России от 23.12.2024 № 24-06-09/129813

 

6. Минфин повторно выразил позицию о том, что чеки и иные документы, подтверждающие оплату товара и являющиеся формой договора розничной купли-продажи, относятся к контрактам, заключенным в простой письменной форме.

На таких чеке и ином документе должен содержаться ИКЗ, который указывается заказчиком самостоятельно. Информация о таком контракте включается в реестр контрактов.

Документы:

Письмо Минфина России от 18.02.2025 № 24-01-10/15030

Письмо Минфина России от 12.02.2025 г № 24-06-09/12540

 

1. Внесены изменения в правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками.

Постановление Правительства РФ от 18.02.2025 № 174 приводит правила ведения реестра контрактов в соответствие с изменениями в Закон № 44‑ФЗ, внесенными Федеральным законом от 26.12.2024 № 484‑ФЗ.

Согласно данным изменениям, контракты, заключаемые с единственным поставщиком по пунктам 10, 13, 17 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, не подлежат размещению на официальном сайте ГИС ЕИС ЗАКУПКИ.

Документ: Постановление Правительства РФ от 18.02.2025 № 174

 

2. Из перечня банков, на банковские счета которых вносится обеспечение заявок, исключены ПАО Банк «Финансовая Корпорация Открытие» и ПАО РОСБАНК.

Документ: Распоряжение Правительства РФ от 27.02.2025 № 469-р

 

3. Утвержден формат представления счета на оплату в электронной форме.

Формат описывает требования к XML-файлу передачи по телекоммуникационным каналам связи счета на оплату в электронной форме.

Счет на оплату включает файл обмена, состоящий из сведений о продавце, сведений о покупателе, сведений о товарах (услугах, работах, ином) и их ценовых показателях, дополнительных сведений счета на оплату и основаниях выставления счета на оплату.

В случае применения данного счета при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд используется информация каталога товаров, работ, услуг, формируемого в соответствии с частями 5 и 6 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Документ: Приказ ФНС от 20.01.2025 № ЕД-7-26/29@

 

4. Актуализированы требования к отдельным видам продукции станкоинструментальной промышленности и отрасли фотоники и светотехники, предъявляемые в целях ее отнесения к российской продукции (изменения в ПП РФ от 17.07.2015 № 719).

Документ: Постановление Правительства РФ от 26.02.2025 № 230

 

Предлагаем ознакомиться с подборкой решений Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам в сфере закупок.

1. ВС РФ определил, что является экономией Подрядчика, подлежащей оплате при выполнении работ по контракту

Документ: Определение ВС РФ от 24.01.2025 № 304-ЭС24-23472 по делу № А70-21122/2023

 

2. ВС РФ разъяснил, что подрядчик отвечает за скрытые дефекты, даже после приёмки объекта

Документ: Определение ВС РФ от 05.02.2025 № 303-ЭС24-16745 по делу А59-561/2019

 

3. ВС РФ подтвердил, что региональные отделения общероссийских организаций инвалидов обладают теми же правами на преференции при государственных закупках, что и сама организация в целом

Документ: Решение ВС РФ от 16.01.2025 № АКПИ24-965

 

4. ВС РФ пересмотрел спор о взыскании неустойки за поставку некачественного оборудования по госконтракту

Документ: Определение ВС РФ от 12.02.2025 № 305-ЭС24-21667 по делу № А40-200399/2023

 

5. ВС РФ согласился с нижестоящими судами в том, что при установлении размеров штрафа в госконтракте не исключена правовая возможность указывать в его соответствующем разделе только ссылки на Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042

Документ: Определение ВС РФ от 24.01.2025 № 308-ЭС24-23082 по делу № А53-41127/2021

 

6. ВС РФ согласился с нижестоящими судами в том, что при проведении аукциона по 44-ФЗ закупочная комиссия вправе отклонить заявку участника, не представившего номер реестровой записи на товар из реестра промышленной продукции Минпромторга, выписку из реестра и не подтвердившего страну происхождения товара — РФ.

 

Документ: Определение ВС РФ от 12.02.2025 № 306-ЭС24-23808 по делу № А57-13934/2023

 

Заказчики, осуществляющие закупки в соответствии с требованиями Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», обязаны в срок до 1 апреля 2025 года разместить в ЕИС:  

1) отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций за 2024 отчетный год.

Порядок формирования и размещения данного отчета в ЕИС установлен постановлением ПП РФ от 17.03.2015 № 238.

2) отчет об объеме закупок товаров российского происхождения, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, осуществленных в 2024 году, в том числе обоснование невозможности достижения заказчиком минимальной доли закупок (в случае ее недостижения).

Составление и размещение в ЕИС отчета об объеме закупок товаров российского происхождения за 2024 год осуществляется по старым правилам (ПП РФ от 03.12.2020 № 2014). Новые правила начнут применяться к такому отчету за 2025 год (ПП РФ от 23.12.2024 № 1875).

24 марта 2025 года запланирован вебинар, посвященный формированию данных годовых отчетов. 

Для участия на вебинаре необходимо пройти обязательную регистрацию по ссылке: https://my.mts-link.ru/j/etptektorg/24032025GO.

Спикеру мероприятия можно заранее задать вопрос по теме вебинара, направив его на адрес электронной почты dvminenko@mrks.permkrai.ru до 19 марта 2025 года. Ответы на такие вопросы будут даны в начале вебинара.

Программа вебинара

 

С 1 марта 2025 года вступили в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в сфере закупок по Законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ.  

Изменениями обновлены составы административных правонарушений и уточнены размеры штрафов за нарушения законодательства, регулирующего закупки. Подробнее о новациях читайте в кратком обзоре.

Также предлагаем ознакомиться с презентационными материалами, подготовленными Министерством финансов Пермского края, в которых подробно изложена трансформация составов правонарушений в сфере закупок.

 

Документы:

1. Справка «Краткий обзор по Закону № 500-ФЗ»

2. Федеральный закон от 26.12.2024 № 500-ФЗ

3. Презентационные материалы Министерства финансов Пермского края

 

Минфин России разъяснил, что ставка НДС не является существенным условием контракта и может быть изменена путем заключения дополнительного соглашения без изменения цены контракта.

Документ:  Письмо Минфина России от 07.02.2025 № 24-06-07/10915

 

Внесены изменения в Порядок перечисления в 2025 году средств, подлежащих казначейскому сопровождению, утвержденный ПП РФ от 11.12.2024 № 1752.

В частности, установлены особенности перечисления в 2025 году средств (в части авансовых платежей) на расчетные счета поставщиков строительных материалов и оборудования, затраты на приобретение которых включены в проектную документацию на строительство (реконструкцию), капитальный ремонт объектов капитального строительства.

Для перечисления аванса должен быть перечень таких строительных материалов и оборудования, сформированный исполнителем по контракту, утвержденный заказчиком и представленный исполнителем в территориальный орган Федерального казначейства.

Постановлением утверждена форма такого перечня.

Документ: Постановление Правительства РФ от 13.02.2025 № 152

 

Перечень банков, на банковские счета в которых вносятся денежные средства для обеспечения заявки на участие в закупке по Закону № 44-ФЗ при проведении электронных процедур, дополнен следующими банками:

  • ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»
  • АКБ «Абсолют Банк» (ПАО)
  • АКБ «Металлургический инвестиционный банк» (ПАО)
  • ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) АО
  • АО «Экспобанк»

Из перечня исключен КБ «ЛОКО-Банк» (АО).

Документ: Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2025 № 316-р

 

Разъяснено, в каком случае для возврата обеспечения исполнения контракта требуется заявление поставщика (подрядчика, исполнителя)

⁠Направление поставщиком заявления о возврате заказчиком денежных средств, перечисленных в обеспечение исполнения контракта, предусмотрено исключительно для случаев частичного возврата указанных денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с положениями ст. 96 Закона № 44-ФЗ.

Если обязательства контрагента исполнены в полном объеме, направлять заявление заказчику на возврат указанных денежных средств не требуется.

Документ: Письмо Минфина России от 17.01.2025 № 24-06-09/3028

 

Разъяснен порядок определения цены отдельных позиций ТРУ при снижении НМЦК

По результатам электронной процедуры заказчик формирует с использованием ЕИС проект контракта, содержащий цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт.

При формировании проекта контракта в ЕИС цены отдельных позиций ТРУ, сформированные в «структурированном виде», рассчитываются автоматически путем пропорционального снижения цены такой позиции ТРУ, указанной в извещении, с учетом коэффициента снижения НМЦК.

Если в проекте контракта предусмотрена смета на выполнение работ, итоговая стоимость каждой позиции в такой смете пересчитывается заказчиком пропорционально коэффициенту снижения НМЦК от цены соответствующей позиции.

Документ: Письмо Минфина России от 17.01.2025 № 24-06-09/3131

 

Предлагаем ознакомиться с письмами федеральных ведомств с разъяснениями отдельных вопросов в сфере закупок.

1) Центральным банком РФ и Федеральным казначейством даны новые рекомендации по оформлению платежных поручений и платежных распоряжений.

Документ: Письмо Банка России № 03-45/732 и Казначейства России № 07-04-05/05-2127 от 29.01.2025

2) Минстрой РФ разъяснил ключевые моменты, связанные с применением модульных зданий и сооружений при строительстве социально значимых объектов.

Документ: Письмо Минстроя России от 23.01.2025 № 3236-СМ/08

3) Минстрой РФ опубликовал рекомендуемую величину индексов изменения сметной стоимости строительства на I квартал 2025 года.

Документ: Письмо Минстроя России от 01.02.2025 № 5170-ИФ/09

 

Минфином России введены новые унифицированные формы электронных документов для бюджетного и бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, утвержденные приказом Минфина от 15 апреля 2021 г. № 61н.

В частности, добавлены:

  • форма акта сверки расчетов (ф. 0510477);
  • инвентаризационная опись расчетов с поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0510469).

Новые формы применяются с 01 января 2026 г. либо до указанного срока по мере организационно-технической готовности субъекта учета.

Документ: Приказ Минфина России от 30.09.2024 № 144н «О внесении изменений в приложения № 1, 2, 4 и 5 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 15 апреля 2021 г. № 61н «Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению»

 

Федеральной антимонопольной службой утвержден Порядок проверки документов, представленных заказчиками для внесения информации об участниках закупок в РНП, предусмотренный Законом № 223-ФЗ.

Документы, содержащие указанные сведения, направляются заказчиком в ФАС России либо территориальный орган по месту нахождения заказчика, указанному в извещении о закупке.

ФАС России рассматривает вышеупомянутые документы в следующих случаях:

  • НМЦД свыше 700 млн руб.;
  • НМЦД свыше 100 млн руб., но общая сумма договоров заказчика в предыдущем году составила свыше 1 млрд руб.

В остальных случаях документы рассматривают территориальные органы.

Срок проверки документов и принятия решения специальной комиссией - 10 рабочих дней.

Документ: Приказ ФАС России от 24.12.2024 № 1072/24

Дата вступления в силу: 11.02.2025

 

С 01.01.2025 по 31.03.2025 заказчики вправе заключить с использованием ЕИС контракты с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее – ЕП) по всем основаниям ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ, 

за исключением п. 4, 5, 23, 42, 44, 46 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ.

Для заключения цифрового контракта с ЕП необходимо воспользоваться функционалом по формированию проекта контракта в РИС Закупки ПК 

(указанный функционал для ЕП уже реализован  в Системе и аналогичен формированию проекта контракта по результатам конкурентных закупок).  

Обращаем внимание на особенности работы в РИС Закупки ПК с цифровыми контрактами и контрактами, заключенными в бумажной форме

Напоминаем, что:

▶️ С 01.04.2025 станет обязательным заключение контрактов с ЕП с использованием ЕИС по п. 2, 6, 6.1, 11, 12, 54, 55 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ (ч. 14 ст. 8 Закона № 360-ФЗ).  

▶️ С 01.07.2025 станет обязательным заключение контрактов с ЕП с использованием ЕИС по п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ (ч. 4 ст. 8 Закона № 360-ФЗ).  

Для заключения цифрового контракта в ЕИС поставщик (подрядчик, исполнитель) должен быть зарегистрирован в Едином реестре участников закупок в ЕИС.

Важно помнить, что при заключении цифрового контракта:

  • приемка контракта осуществляется в электронном виде;
  • осуществляется электронный документооборот по контракту;
  • возможно неограниченное число протоколов разногласий на этапе заключения по итогам несостоявшейся процедуры (когда заявок «0»).
 
Минфином России подготовлено письмо от 31.01.2025 № 24-01-06/8697 с разъяснениями о применении положений постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2024 № 1875 (далее - Постановление № 1875), устанавливающего меры и порядок по предоставлению национального режима при осуществлении закупок в рамках Закона № 44‑ФЗ и Закона № 223‑ФЗ.
 
В частности, в письме разъясняется:
 
  • о видах введенных Правительством Российской Федерации мер, устанавливающих изъятие из предоставляемого при осуществлении закупок национального режима;
  • порядок применения Постановления № 1875 различными видами заказчиков.
Полный текст письма по ссылке.
 
Развернутая статья от Боровых Юлии Сергеевны по ссылке.
 
Банком России и Казначейством России подготовлено письмо от 29.01.2025 № 03-45/732, № 07-04-05/05-2127 об особенностях заполнения реквизита «Назначение платежа» платежного поручения и платежного распоряжения.
 
Согласно тексту письма, при осуществлении платежей по перечислению денежных средств для обеспечения исполнения контракта в соответствии со статьей 96 Закона № 44-ФЗ в реквизите «Назначение платежа» платежного поручения и платежного распоряжения перед текстовым указанием назначения платежа рекомендуется указывать идентификационный код закупки, который отделяется знаком «//».
 
Указанный порядок заполнения платежного поручения и платежного распоряжения рекомендуется к применению с 01.02.2025.
 
Полный текст письма по ссылке.
 

30 января 2025 года вступил в силу приказ Минпромторга России от 09.01.2025 № 7, который утверждает порядок выдачи разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара.

Кроме того, признается утратившим силу приказ Минпромторга России от 24.05.2024 № 2276.

 

Напоминаем, что до 1 февраля 2025 года заказчики по Закону № 223-ФЗ обязаны разместить информацию о годовом объеме закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – годовой отчет).

Требование к размещению годового отчета установлено частью 21 статьи 4 Закона № 223-ФЗ. Форма и содержание годового отчета утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352.

Обращаем внимание, что в 2025 году последний день размещения годового отчета 3 февраля 2025 г. в соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации.

 

6 февраля 2025 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 29.01.2025 № 67,  которое вносит изменения в типовые условия контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2022 № 1445.

Согласно постановлению, заказчик вправе осуществить закупку работ, связанных с выполнением регулярных перевозок, объем которых невозможно определить.

Объем выполняемых работ в таком случае устанавливается:
  • в километрах пробега транспортных средств;
  • в часах работы транспортных средств;
  • в километрах пробега и часах работы транспортных средств.
Кроме того, постановление исключает из типовых условий формулу расчета цены единицы работ, выполняемых транспортными средствами.
 
Постановление применяется:
  • к закупкам, извещения (приглашения) об осуществлении которых размещены после дня вступления в силу настоящего постановления;
  • к контрактам с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) после дня вступления в силу настоящего постановления.
 

1. Минстрой РФ разъяснил порядок оплаты «строительных» контрактов, если подрядчик не является плательщиком НДС. В этом случае НДС не нужно включать в оплату, даже если сумма НДС указана в смете.

Документ: Письмо Минстроя РФ от 01.10.2024 № 57284-АВ/09

 

2. Минфин РФ сообщил об уплате с 01.01.2025 НДС организациями, применяющими УСН. Как поясняет ведомство, если доход участника закупки, применяющего данную систему налогообложения, будет больше 60 млн рублей, то с 2025 года придется платить НДС. Налоговой базой по НДС является стоимость ТРУ, исчисленная исходя из их цены без включения в нее НДС.

Документ: Письмо Минфина РФ от 20.11.2024 № 03-07-11/115183

 

3. ⁠Минфин РФ разъяснил вопрос о возможности увеличения цены контракта (договора) на сумму НДС в связи с изменением 01.01.2025 налогового законодательства. Минфин отметил, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. Изменение существенных условий контракта не допускается. Таким образом, контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Риски, связанные с исполнением контракта, относятся к коммерческим рискам поставщика (подрядчика, исполнителя).

ДокументПисьмо Минфина РФ от 28.11.2024 № 24-06-09/119523

 

1. Приказом ФАС России от 22.11.2024 № 894/24 утвержден Порядок определения НМЦК, цены контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы ТРУ при закупке моторного топлива, включая автомобильный и авиационный бензин.

Документ: Приказ ФАС от 22.11.2024 № 894/24

Вступает в силу: 03.02.2025

 

2. Внесены изменения в электронные форматы счета-фактуры и универсальный передаточный документ, в частности, введен НДС для плательщиков УСН и соответствующие налоговые ставки.

Документ: Приказ ФНС от 15.11.2024 № ЕД-7-26/1032@

Вступил в силу: 23.01.2025

                                                                                                                             

3. Внесены изменения в ПП РФ от 17.07.2015 г. № 719, корректирующие пороговые значения баллов для допуска продукции автомобилестроения к госзакупкам.

ДокументПП РФ от 11.12.2024 № 1762

Вступил в силу: 20.12.2024

 

4. Приказом Росстандарта от 12.11.2024 № 1659-ст утверждён национальный стандарт РФ ГОСТ Р 71784-2024 «Средства вычислительной техники. Общие технические требования, приемка, методы испытаний, маркировка, упаковка, транспортирование и хранение».

Документ: Приказ Росстандарта от 12.11.2024 № 1659-ст

Введен в действие: 01.01.2025

 

5. Минфином России опубликован обновленный перечень банков, которые вправе выдавать независимые гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов. В список добавлены - ОАО «Белгазпромбанк» и АО «БМ-БАНК», из перечня исключены ПАО Банк «ФК Открытие», ПАО «РОСБАНК». В актуальный перечень входит 209 банковских организаций.

Источник: сайт Минфина

 

3 февраля 2025 года вступает в силу приказ Федеральной антимонопольной службы от 22.11.2024 № 894/24, который утверждает порядок определения следующих цен при осуществлении закупок топлива моторного, включая автомобильный бензин:

  • начальной (максимальной) цены контракта;
  • цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком;
  • начальной цены единицы товара‚ работы‚ услуги.
Приказ не применяется в отношении закупок извещения (приглашения) об осуществлении которых размещены (направлены) до дня вступления в силу настоящего приказа. 
 

Во исполнение Федерального закона от 26.12.2024 № 494-ФЗ, предусматривающего продление на 2025 год временных антикризисных мер по Закону № 44-ФЗ, продлено действие следующих правовых актов:

  • ПП РФ от 10.03.2022 № 339, устанавливающего иные случаи закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для государственных и муниципальных нужд (ПП РФ от 26.12.2024 № 1909);
  • ПП РФ от 16.04.2022 № 680, устанавливающего случаи и порядок изменения существенных условий строительных контрактов при форс-мажоре (ПП РФ от 28.12.2024 № 1981);
  • ПП РФ от 04.04.2022 № 579, устанавливающего особенности внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, а также особенности проведения государственной экспертизы проектной документации (ПП РФ от 28.12.2024 № 1967);
  • Приказа Минстроя России от 21.08.2023 № 604/пр, устанавливающего порядок расчета НМЦК по строительным контрактам «под ключ» (приказ Минстроя РФ от 12.12.2024 № 856/пр).

Документы:

  1. ПП РФ от 26.12.2024 № 1909 «О внесении изменений в ПП РФ от 10 марта 2022 г. № 339»
  2. ПП РФ от 28.12.2024 № 1981 «О внесении изменения в ПП РФ от 16 апреля 2022 г. № 680»
  3. ПП РФ от 28.12.2024 № 1967 «О внесении изменений в ПП РФ от 4 апреля 2022 г. № 579»
  4. Приказ Минстроя РФ от 12.12.2024 № 856/пр «О внесении изменения в пункт 3 приказа Минстроя РФ от 21.08.2023 № 604/пр … »
 

Принято постановление Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875, которое устанавливает меры и порядок предоставления национального режима при осуществлении закупок в рамках Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ

Постановление устанавливает:

  • запрет и ограничение закупок товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
  • преимущества в отношении товаров российского происхождения;
  • основания подтверждения происхождения товаров;
  • минимальную обязательную долю закупок товаров российского происхождения при осуществлении закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ;
  • требования к форме и содержанию отчета об объеме закупок товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами, порядок формирования и размещения такого отчета в ЕИС и др. положения.

Документ: Постановление Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Вступает в силу: 01 января 2025 г., за исключением отдельного положения, которое вступает в силу с 01 сентября 2025 года.

 

26 декабря 2024 года подписаны Федеральные законы №№ 484-ФЗ, 494-ФЗ, предусматривающие оптимизацию закупочного процесса, а также продление или перевод на постоянную основу временных антикризисных мер в сфере закупок в рамках Закона о контрактной системе.

Предлагаем ознакомиться с данными нормативными правовыми актами и краткими обзорами основных изменений.

 

Документы:

1. Справка «Краткий обзор по Закону № 484-ФЗ»

Федеральный закон от 26.12.2024 № 484-ФЗ»

 

2. Справка «Краткий обзор по Закону № 494-ФЗ»

Федеральный закон от 26.12.2024 № 494-ФЗ

 

Вступают в силу: 01 января 2025 года за исключением отдельных положений

 

3 декабря 2024 года состоялось обучающее мероприятие, посвященное новым правилам национального режима в закупках по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ. Учитывая масштабность предстоящих новаций, мероприятие впервые за последнее время организовано Министерством закупок Пермского края совместно с АО «Сбербанк-АСТ» для заказчиков по Закону № 223-ФЗ в очном формате.

С приветственным словом к участникам конференции обратился губернатор Пермского края Дмитрий Николаевич Махонин, подчеркнув важность импортозамещения в условиях современных вызовов как основного инструмента поддержки российских производителей. Дмитрий Николаевич отметил, что данное мероприятие предоставляет его участникам хорошую возможность задать все вопросы экспертам о новом нацрежиме в закупках.

Министр по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края Зарубин Алексей Сергеевич акцентировал внимание слушателей на значимости нововведений законодательства и необходимости актуализации положений о закупках уже сейчас.

От лица АО «Сбербанк - АСТ» – одного из организаторов мероприятия – с напутственными словами выступил генеральный директор АО «Сбербанк-АСТ» Андреев Николай Юрьевич.

С основным докладом первой части обучающего мероприятия выступил Султанов Евгений Аликович, специалист по закупкам – практик, эксперт, преподаватель, независимый эксперт по антикоррупционной экспертизе, аккредитованный Минюстом России. В своем докладе Евгений Аликович подробно осветил главные изменения в правилах нацрежима с 1 января 2025 года, в частности, особенности установления запрета и ограничения закупок иностранных товаров, работ, услуг и преимуществ в отношении российских товаров, работ, услуг.

Вторую часть мероприятия открыл Раев Марк Александрович, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов Пермского УФАС России, который выступил с обзором практики привлечения к административной ответственности и основных недостатков закупочной деятельности заказчиков.

Далее состоялись выступления представителей АО «Сбербанк-АСТ», которые представили возможности электронной площадки Сбер А для эффективного проведения закупок и в интерактивном диалоге узнали у слушателей о пожеланиях к ее развитию.

После блока докладов в дискуссионной части участники мероприятия задали спикерам волнующие вопросы.

В заключительном слове организаторы мероприятия поблагодарили спикеров за участие в обучающем мероприятии и еще раз напомнили заказчикам о необходимости в срок до 1 января 2025 года внести изменения в положения о закупках.

Презентации спикеров:
Презентация Нацрежим 223-ФЗ Султанов Е.А..pdf
Презентация УФАС ПК Раев М.А. 03.12.24.pdf
Презентация Сбер А Лебедева Е.А..pdf

 

Видеоролик о мероприятии

 

Принят Федеральный закон от 30 ноября 2024 г. № 427-ФЗ, регулирующий порядок лицензирования и осуществления частной охранной деятельности, в том числе:

  • уточнён понятийный аппарат;
  • установлены новые лицензионные требования к частным охранным организациям и правовые ограничения их деятельности;
  • определены требования к договору на оказание охранных услуг.

Закон вступает в силу 1 сентября 2026 года и предусматривает переходные положения:

  • лицензии на осуществление частной охранной деятельности, предоставленные до 1 сентября 2026 года, продолжают действовать при условии соответствия лицензиата лицензионным требованиям, действовавшим при ее предоставлении, либо при внесении изменений в реестр таких лицензий;
  • оказание охранных услуг по договорам, заключённым до дня вступления в силу закона, разрешается оказывать в соответствии с выданной лицензией до истечения одного года со дня вступления в силу закона;
  • в течение одного года после дня вступления закона в силу руководители частных охранных организаций и их филиалов должны пройти дополнительное обучение.

Справочно: положения о частной охранной деятельности из Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» исключаются с 1 сентября 2026 года согласно Федеральному закону от 30 ноября 2024 года № 434-ФЗ.

ДокументФедеральный закон от 30 ноября 2024 г. № 427-ФЗ «О частной охранной деятельности»

Вступает в силу: 1 сентября 2026 года

 

Внесены изменения в Порядок определения НМЦК, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденный приказом Минтранса России от 20 октября 2021 г. № 351.

В частности:

  • Скорректирована формула расчета цены контракта в случае, если плата за проезд пассажиров и провоз багажа подлежит перечислению государственному или муниципальному заказчику. В формуле предусмотрено уменьшение НМЦК на размер субсидии, предоставляемой подрядчику в целях компенсации недополученных доходов от предоставления льгот на проезд пассажиров или части затрат на выполнение предусмотренных контрактом работ.
  • Предусмотрена возможность при расчете годового фонда рабочего времени водителя кроме установленного (1772 часа) использовать наименьшее из значений, определенных в соответствии с отраслевыми территориальными или федеральными соглашениями.

Документ: Приказ Минтранса от 05.11.2024 № 390 «О внесении изменений в Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20 октября 2021 г. № 351» (Зарегистрирован 02.12.2024 № 80439)

Вступил в силу: 14 декабря 2024 г.

 

Минфином России опубликован обновленный перечень банков, которые вправе выдавать независимые гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов.

В актуальном списке 209 организаций (по состоянию на 04.12.2024 года).  

Справочно: перечень банков, соответствующих установленным требованиям, ведется Минфином России на основании сведений, полученных от Центрального банка РФ, и подлежит размещению на официальном сайте в сети «Интернет» в соответствии с ч. 1.2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ.

Документ доступен для скачивания по ссылке   

Источник: сайт Минфина

 

С 1 января 2025 года утрачивает силу приказ Минфина России от 04 июня 2018 г. № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Напомним, с 1 января 2025 года заработают новые правила национального режима в соответствии с Законом от 08.08.2024 № 318-ФЗ.

 

ДокументПриказ Минфина России от 08.10.2024 № 149н «О признании утратившими силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 4 июня 2018 г. № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и внесенных в него изменений» (Зарегистрирован 22.11.2024 № 80288)

 

Минпромторг России обновил перечень отечественных автомобилей, рекомендованных для приоритетного использования муниципальными служащими в служебных целях, добавив в него две новых модели: 

Lada Aura и XCITE X-Cross 8.

На сегодняшний день в перечне содержится 14 брендов и более 40 моделей.

В письме также отмечено, что список будет обновляться по мере выхода на рынок новых моделей отечественного производства в рамках специальных инвестиционных контрактов.


Напомним, ранее Президент РФ поручил Правительству РФ совместно с высшими исполнительными органами субъектов РФ принять меры, направленные на приоритетное использование государственными и муниципальными служащими в служебных целях автомобилей российского производства.


Документ: Письмо Минпромторга России от 13.11.2024 № КА-121503/20

 
 

Минфином России разработаны методические рекомендации по применению отдельных унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, утвержденных приказом от 15 апреля 2021 года № 61н:

  • Акта приемки товаров, работ, услуг (ф. 0510452);
  • Акта о списании материальных запасов (ф. 0510460);
  • Ведомости группового начисления доходов (ф. 0510431);
  • Решения об оценке стоимости имущества, отчужденного не в пользу организации бюджетной сферы (ф. 0510442).

Документ включает примеры заполнения перечисленных унифицированных форм, описание их бизнес-процесса.

Документ: Письмо Минфина России от 29.11.2024 № 02-06-06/120312 «Методические рекомендации по применению отдельных унифицированных форм электронных документов, утвержденных приказом № 61н, в рамках реализации электронного документооборота»

Документы (рекомендации по формам, примеры заполнения и пр.): сайт Минфина России

 

1 октября 2024 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2024 г. N 1285 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Обзор ключевых нововведений представлен в письме Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок от 04.10.2024 № 32-03-исх01-04-65

 
 
1 октября 2024 года  (за исключением отдельных положений) вступил в силу Федеральный закон от 08.08.2024 № 318-ФЗ, вносящий изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Обзор ключевых нововведений представлен в письме Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 25.09.2024  № 32-03-исх01-04-63
 

Доработаны и упрощены Требования к форме и содержанию сведений об осуществлении закупки товаров, работ, услуг.

Обращаем внимание, что направление дополнительных документов к актуализированным Сведениям не требуется.

Напоминаем также, что в соответствии с Порядком направление заявок на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в «РИС Закупки ПК» и Сведений в СЭД ПК следует производить одновременно.

 

12 сентября 2024 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2024 № 1215 (далее – постановление), которое вносит изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1186.

Постановление устанавливает возможность изменения существенных условий контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам, в случаях, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1186, если размер цены контракта равен или превышает 100 тыс. рублей – для муниципального контракта, заключенного на срок не менее чем 1 год.

 

1 октября 2024 года вступает в силу Федеральный закон от 08.08.2024 № 318-ФЗ, предусматривающий упрощение процесса осуществления закупок с применением национального режима в рамках Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ.

Ключевые положения:

  • единый порядок предоставления преимуществ отечественной продукции;
  • механизм «второй лишний» при наличии предложения о поставке отечественной продукции;
  • применение 15% преференции в отношении предложения отечественной продукции;
  • новый отчет об объеме закупок товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами, со сроком предоставления до 1 февраля года, следующего за отчетным годом.

Помимо этого, внесены изменения в Закон № 44‑ФЗ и Закон № 360‑ФЗ в части:

  • переноса на 01.04.2025 срока вступления нормы о заключении соглашений об изменении (расторжении) контракта с использованием единой информационной системы в сфере закупок;
  • переходных положений по заключению цифровых контрактов с единственным поставщиком.

 

Предлагаем ознакомиться с кратким обзором основных изменений.

Изменения в части предоставления нацрежима применяются с 01 января 2025 года.

 

с 1 сентября 2024 года в соответствии с Федеральным законом от 04.08.2023 № 457-ФЗ электронные документы в ГИС ЕИС ЗАКУПКИ возможно будет подписывать только с применением машиночитаемых доверенностей (МЧД).  

Основные нормативные правовые акты, регулирующие формирование и применение МЧД:

Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ

постановление Правительства от 21.02.2022 № 223

постановление Правительства от 21.02.2022 № 224

приказ Минцифры России от 18.08.2021 № 857

приказ Минцифры России от 18.08.2021 № 858

приказ Федерального казначейства от 28.12.2023 № 26н

Руководство пользователей ЕИС "Реестр машиночитаемых доверенностей" (версия 14.2)

 

Уважаемые коллеги!

Делимся с вами самыми яркими и запоминающимися

моментами  Всероссийской конференции «ГОСЗАКУПКИ ПЕРМЬ - 2024». 

Благодарим всех, кто откликнулся на приглашение и посетил мероприятие лично!

Ваше участие имеет огромное значение для нас, и мы надеемся, что вы получили максимум пользы от нашей конференции.

Напоминаем, что для тех, кто не смог 19 июня 2024 года принять участие в конференции

«ГОСЗАКУПКИ ПЕРМЬ - 2024», видеозапись пленарного заседания доступна по ссылке

 

Постановлением Правительства РФ от 29.06.2024 № 888 внесены следующие изменения:

1. в постановление Правительства РФ от 27.01.2022 № 60:

  • на 1 января 2026 года (ранее - 01.07.2024) переносится вступление в силу нормы о том, что в реестр контрактов наименование объекта закупки, связанной со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, включается в соответствии со сметой контракта;
  • устанавливаются правила определения цены за единицу товара в проекте цифрового контракта – до 11 цифр после запятой.

2. в Порядок ведения реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084.

Есть и другие изменения.

Вступил в силу: 09.07.2024 (за исключением отдельных положений)

Документ: Постановление Правительства РФ от 29.06.2024 № 888 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

 

ФАС России разъяснила вопросы применения положений статьи 29 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в отношении предоставления преимуществ общероссийским организациям инвалидов.

В частности, ФАС России указывает на различное содержания понятий общероссийских общественных объединений и межрегиональных, региональных, местных общественных объединений, и делает вывод о том, что преимущества, устанавливаемые статьей 29 Закона № 44-ФЗ, предоставляются исключительно общероссийским общественным организациям инвалидов и не распространяются на иные общественные организации инвалидов, в том числе региональные.                                  

Указанное разъяснение подготовлено взамен письма ФАС России от 28.03.2018 № ИА/21098/18 

Документписьмо ФАС России от 10.07.2024 № МШ/60841/24 

 

Минфином России опубликован обновленный перечень банков, которые вправе выдавать независимые гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов.

В актуальном списке 209 организаций (по состоянию на 24.06.2024 года).

Справочно: перечень банков, соответствующих установленным требованиям, ведется Минфином России на основании сведений, полученных от Центрального банка РФ, и подлежит размещению на официальном сайте в сети «Интернет» в соответствии с ч. 1.2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ.

Документ доступен для скачивания по ссылке.  

Источник: сайт Минфина.  

 

Бренд LADA дополнен моделью Largus, бренд Evolute – моделью I-JET, а бренд Haval – моделью М6.

Кроме того, в список были включены новые бренды:

  • бренд XCITE, модель: X-Cross 7;
  • бренд ГАЗ, модели: ГАЗель NEXT, ГАЗель NN, Соболь, Соболь NN;
  • бренд СОЛЛЕРС, модель: ST6;
  • бренд KAIYI, модели: E5, X3 Pro, X3, X7;
  • бренд BAIC, модели: U5 Plus, X35, X55, BJ40 Plus, X7;
  • бренд АМБЕРАВТО, модель: А5;
  • бренд SWM, модели: G05 Pro, G01;
  • бренд CITROEN, модель: C5 AIRCROSS

Данный перечень будет дополняться по мере выхода на рынок новых моделей отечественного производства в рамках специальных инвестиционных контрактов.

Напомним, ранее Президент РФ поручил Правительству РФ совместно с высшими исполнительными органами субъектов РФ принять меры, направленные на приоритетное использование государственными и муниципальными служащими в служебных целях автомобилей российского производства.

ДокументПисьмо Минпромторга России от 03.07.2024 № КА-69129/20

 

Внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 № 719 «О подтверждении производства российской промышленной продукции», согласно которым:

  1. уточнено, что подтверждением производства российской промышленной продукции является включение сведений в реестр российской промышленной продукции, размещаемый в ГИСП (ранее: выдача заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации).
  2. утверждены правила и алгоритм включения в реестр новых сведений о промышленной продукции, внесения изменений в реестровую запись, формирования реестровой записи и её исключения из реестра (сведения из реестра предоставляются любому заинтересованному лицу в виде выписки посредством ГИСП).
  3. утверждены правила формирования и ведения каталога промышленной продукции, который интегрирован с КТРУ в ЕИС для обеспечения закупок.

Таким образом, обеспечивается возможность описания продукции при осуществлении закупок с учётом требований каталога в ГИСП и проставления кода такого каталога.

Кроме того, уточнены:

  • критерии и балльная система в отношении отдельных видов продукции;
  • требования, предъявляемые к отдельным видам промышленной продукции в целях ее отнесения к российской.

Документ: постановление Правительства РФ от 29.06.2024 № 894 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Дата вступления в силу: 01.07.2024 (ранее выданные заключения Минпромторга России о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ действительны до окончания установленного срока их действия).

 

Правительством РФ в целях унификации закупок малого объема утверждена Концепция совершенствования закупок малого объема для обеспечения государственных и муниципальных нужд на период до 2027 года.

Согласно концепции малые закупки переведут в электронную форму, а также для таких закупок планируют определить:

• единые правила проведения;

• единый каталог товаров, предусматривающий описание с учетом цифровых паспортов промышленной продукции;

• единые требования к функционированию информационных систем, их взаимодействию и интеграции между собой;

• случаи, при которых допускается проведение малых закупок с использованием бумажного документооборота.

Для реализации Концепции Минфином России в месячный срок будет подготовлен проект «дорожной карты».

Документ: распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.06.2024 № 1636-р

 

3 июля 2024 года вступили в силу изменения, внесенные в Порядок взаимодействия заказчиков с органом, осуществляющим функции по сопровождению закупок товаров, работ, услуг для заказчиков муниципального образования город Пермь, утвержденный постановлением администрации города Перми от 24.01.2014 № 38 

В соответствии с указанными изменениями снижена НМЦК закупок, относительно которых управлением муниципального заказа осуществляется рассмотрение, согласование заявок на определение поставщиков в информационной системе «РИС Закупки ПК» до их направления в  ГКУ «ЦОЗ», с пяти миллионов рублей до трех миллионов рублей.

Помимо этого, НМЦК закупок, предварительное рассмотрение заявок на участие в которых осуществляется управлением муниципального заказа с целью представления результатов на заседание комиссий по осуществлению закупок для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), созданных ГКУ «ЦОЗ», увеличена для открытого конкурса в электронной форме, электронного аукциона, электронного запроса котировок также до трех миллионов рублей.

Таким образом, согласование заявок на проведение закупки с НМЦК от ноля рублей до трех миллионов рублей и рассмотрение заявок участников таких закупок в управлении муниципального заказа в настоящее время
не требуется.

Минимальный размер НМЦК закупок, подлежащих согласованию муниципальной рабочей группой по проверке обоснованности закупок для нужд муниципального образования город Пермь (МРГ), не изменен и составляет
пять миллионов рублей.

 

20 июня 2024 года в рамках деловой программы Всероссийской конференции «ГОСЗАКУПКИ - ПЕРМЬ 2024» прошел тематический круглый стол, посвященный особенностям закупок сфере в строительства.

Круглый стол был посвящен особенностям закупок строительных работ, который рассматривал в том числе в свете реформирования ценообразования в строительной отрасли.  

Модератором круглого стола выступила статс-секретарь - заместитель министра, начальник управления организационно-правового обеспечения Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края Пашиева Марина Владиславовна. Марина Владиславовна отметила сложность и специфичность закупок в сфере градостроительной деятельности и важность формата живой дискуссии для обсуждения практических вопросов профессиональным сообществом.

В ходе встречи доцент, к.э.н., директор Центра профессионального образования Байкальского государственного университета, сертифицированный специалист в категории «Специалист, эксперт в сфере закупок» Дорошенко Татьяна Геннадьевна рассказала в своем докладе о переходе на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости и к «гибкой» цене контракта, а также нюансах определения начальной цены контракта строительных работ и составления сметы контракта, формировании заказчиком документов о закупке с учетом специфики строительной отрасли и др.

Участники круглого стола – около 90 представителей заказчиков Пермского края, в том числе регионального и муниципальных УКСов – поделились опасениями, которые могут возникнуть в «переходный» период.

В целом участники дискуссионных площадок отметили, что проведение подобных мероприятий позволяет в неформальной атмосфере высказать собственное мнение по затронутым вопросам и найти варианты решения проблем.

 Презентация Дорошенко Т.Г.

 

19 июня 2024 года состоялось открытие Всероссийской конференции «ГОСЗАКУПКИ - ПЕРМЬ 2024», которая организована при поддержке Правительства Пермского края и АО «Сбербанк-АСТ».

Центральным мероприятием первого дня конференции стало пленарное заседание с участием представителей Минфина России, Федерального казначейства, ФАС России и ведущих экспертов сферы закупок.

В заседании приняли участие более 550 участников контрактной системы из 24 регионов страны – руководители профильных ведомств, уполномоченных органов и учреждений в сфере закупок, а также заказчики Пермского края регионального и муниципального уровня.

Открыл пленарное заседание министр по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края Зарубин Алексей Сергеевич, модератор пленарного заседания, который представил спикеров и поблагодарил федеральных коллег, лично прибывших в Пермский край для освещения актуальных вопросов сферы закупок.  

С приветственным словом к участникам конференции обратился губернатор Пермского края Дмитрий Николаевич Махонин, обратив внимание на важность системы закупок как одного из ключевых инструментов при реализации социальных и инфраструктурных проектов. Дмитрий Николаевич отметил, что Пермский край нацелен на постоянное совершенствование системы государственных и муниципальных закупок и региону есть чем поделиться.

От лица АО «Сбербанк - АСТ» - одного из главных организаторов конференции - с напутственными словами выступил генеральный директор АО «Сбербанк-АСТ» Андреев Николай Юрьевич, подчеркнув масштабность мероприятия не только по количеству участников, но и глубине заявленных тем и дискуссий деловой программы конференции.

Программа началась с выступления Лаврова Алексея Михайловича, заместителя Министра финансов России. В своем докладе Алексей Михайлович осветил основные направления развития контрактной системы. В частности, Алексей Михайлович напомнил о предстоящем переводе закупок у единственного поставщика в цифровой формат, рассказал о принятых в первом чтении законопроектах по совершенствованию инструментов импортозамещения и модернизации КоАП РФ в части закупок, а также о проработке отдельных вопросов осуществления закупок строительных работ, планах развития закупок «малого» объема и достигнутых согласованиях с ЕАЭС в сфере закупок. 

Далее состоялось выступление Николаева Сергея Геннадьевича, начальника отдела контроля здравоохранения Управления контроля здравоохранения ФАС России. Сергей Геннадьевич акцентировал внимание на том, что базовый Закон № 44-ФЗ должен рассматриваться через призму антимонопольного законодательства, в частности, такого понятия как «взаимозаменяемость», и рассказал о типичных случаях ограничения конкуренции при закупках лекарственных средств и медизделий, которое устанавливается заказчиками при описании предмета закупки.

Первый блок выступлений завершила Кузнецова Екатерина Сергеевна, заместитель начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России с обзором антимонопольной практики центрального аппарата ФАС России, в том числе опыта в «борьбе» с профессиональными жалобщиками, а также с рекомендациями заказчикам по проверке достоверности информации в составе заявки участника.

Второй блок выступлений открыл Плаксин Александр Владимирович, руководитель Пермского УФАС России, который продолжил тему установления недостоверных сведений в составе заявки и рассказал о подходах регионального ФАС России к данному вопросу.

Затем участникам конференции был представлен доклад Катамадзе Анны Теймуразовны, заместителя руководителя Федерального казначейства, которая в режиме ВКС обозначила ключевые итоги и ключевые задачи цифрового развития системы закупок. В частности, Анна Теймуразовна рассказала об успешном запуске цифрового контракта по конкурентным процедурам, цифровизации закрытых закупок и внедрении машиночитаемых доверенностей в ЕИС, а также о работе Федерального казначейства по оцифровке контракта с единственным поставщиком и сметы контракта по стройке, развитии риск-модуля в ЕИС, который позволит предупредить заказчика о потенциальном нарушении контракта, цифровизации малых закупок в части «привязки контракта к платежу».

Далее разговор коснулся темы новой жизни нацрежима в закупках, в котором Игнатенкова Елена Владимировна, сертифицированный эксперт в сфере закупок, директор Ассоциации РОСТ рассказала о новациях применения нацрежима, предлагаемых законопроектом № 547583-8, и основах, наследуемых из действующего регулирования.

Завершили заседание выступления представителей АО «Сбербанк-АСТ», которые представили возможности электронного магазина SberB2B для осуществления закупок малого объема, а также платформы и сервисы электронной площадки Сбер А.

После блока выступлений в дискуссионной части участники конференции задали спикерам волнующие вопросы и высказали предложения по совершенствованию законодательства.

В заключительном слове министр по регулированию контрактной системы в сферы закупок Пермского края Алексей Сергеевич Зарубин поблагодарил спикеров за участие в конференции и выразил надежду, что это первое всероссийское мероприятие станет для Пермского края традиционным.

 

Презентации докладчиков:

Презентация Николаева С.Г.

Презентация Кузнецовой Е.С.

Презентация Плаксина А.В.

Презентация Катамадзе А.Т.

Презентация Игнатенковой Е.В.

Презентация представителя АО «Сбербанк-АСТ»

Презентация Выскребенцевой А.В.

 

Видеозапись конференции:

https://perm-goszakaz.ru/

https://rutube.ru/video/b1012ddb91c2c8e805b122ae7f3c6866/?r=plemwd

 

 

  • Закупки муниципального образования город Пермь
  • сайт Управления муниципального заказа