Новости закупок

 

     

Закупка товара в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ осуществляется в порядке, установленном указанной частью. 

Пунктами 3 и 4 части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ установлен закрытый перечень информации и документов, включаемых в извещение об осуществлении такой закупки. При этом включение в указанное извещение электронного документа с описанием объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона № 44-ФЗ не предусмотрено.

Учитывая, что при осуществлении закупок в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона №44-ФЗ формирование описания объекта закупки не предусмотрено, установленные частью 5 статьи 33 Закона № 44-ФЗ особенности описания отдельных видов объектов закупок при осуществлении закупки в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ не применяются.

Письмо Минфина России от 19.09.2025 № 24-06-06 91154

 

1. Опубликовано ПП РФ от 18.09.2025 № 1431, которое вносит изменения в требования к промышленной продукции, предъявляемые в целях ее отнесения к российской промышленной продукции, утвержденные ПП РФ от 17.07.2015 № 719 «О подтверждении производства российской промышленной продукции». Постановление корректирует перечень промышленной продукции и ее бальную систему оценки в разделе «XXIII. Продукция отрасли металлургии и материалов».

Документ: Постановление Правительства РФ от 18.09.2025 № 1431

2. Минфином России размещен обновленный перечень банков, удовлетворяющих требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 45 Закона № 44‑ФЗ, которые вправе выдавать независимые гарантии для обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств по закупкам. В перечень добавлен банк АО КБ «Соколовский», исключен банк ООО КБ «РостФинанс». В актуальный список включено 208 кредитных организаций.

Документ: Перечень банков, которые вправе выдавать независимые гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов и соответствующих требованиям, установленным частями 1 и 1.1 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ

3. Минфином России размещен обновленный перечень банков, удовлетворяющих требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 45 Закона № 44‑ФЗ. В указанный перечень добавлен банк ООО «Цифра банк». В актуальный список включено 208 кредитных организаций.

Документ: Перечень банков, которые вправе выдавать независимые гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов и соответствующих требованиям, установленным частями 1 и 1.1 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ

4. Минфином России размещен обновленный перечень банков, удовлетворяющих требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 45 Закона № 44-ФЗ. В актуальный список включено 207 кредитных организаций.

Документ: Перечень банков, которые вправе выдавать независимые гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов и соответствующих требованиям, установленным частями 1 и 1.1 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ

5. Скорректирован перечень промышленной продукции и ее бальная система оценки в разделах «II. Продукция автомобилестроения» и «V. Продукция энергетического машиностроения, электротехнической и кабельной промышленности» приложения к ПП РФ от 17.07.2015 № 719.

Документ: Постановление Правительства РФ от 14.08.2025 № 1213

Вступил в силу: 15.08.2025

 

12 сентября 2025 года состоялась конференция, посвященная основным тенденциям в сфере закупок по Федеральному закону от 18 июля 2011 г. №223-ФЗ. Конференция, организованная Министерством закупок Пермского края и ЭТП Сбер А, впервые объединила представителей крупных компаний из различных отраслей экономики и разных регионов страны, ведущих экспертов в сфере закупок, а также заказчиков Пермского края.  Для участия в конференции в Пермь прибыли руководители, курирующие закупки таких юридических лиц как ПАО «Ростелеком», АО «Росатом Недра», АО «Атом комплект», ПАО «Аэрофлот», ПАО «Т Плюс», ПАО «Россети Урал», филиал ОАО «РЖД» и др.

Одной из главных тем конференции стала тема национального режима и поддержки российских производителей. В ходе мероприятия участники получили уникальную возможность ознакомиться с теоретическими и практическими аспектами применения постановления Правительства РФ от 23 декабря 2024 г. № 1875, в том числе на примерах разбора ошибок заказчиков.

В рамках конференции были рассмотрены типичные случаи нарушения Закона № 223-ФЗ, а также позиции контрольных и судебных органов по ним.

Особенностью деловой программы стал обмен лучшими практиками, где участники рассказали об успешных решениях в организации закупочного процесса. В частности, был освещен опыт Пермского края по централизации закупок по Закону № 223-ФЗ, практика наиболее значимых учреждений науки и образования, а также кейсы отдельных компаний.

Конференция традиционно проведена с участием федеральных спикеров – представителей Минпромторга России, ФАС России, АО «Корпорация «МСП», а также ведущих экспертов в сфере закупок.

 

Презентации докладчиков

 

Видеозапись конференции:

трансляция из Малого зала КДЦсайт Министерства закупок Пермского края  или страница VK 

трансляция из Зала заседаний ЗС Пермского краяhttps://vk.com/wall-203198153_918

 

Ролик о конференции «Основные тенденции в сфере закупок по Закону № 223-ФЗ»: https://mrks.permkrai.ru/mediateka/videoalbum/365346/

 

Для целей закупок под товарным знаком следует понимать обозначение, служащее для индивидуализации товаров, зарегистрированное Роспатентом в установленном порядке, сведения о котором включены в Реестр.

Участник обязан указать наличие или отсутствие товарного знака, сверяя данные с реестром. Если участник не укажет товарный знак при его наличии, предоставит недостоверные сведения или незарегистрированный знак, его заявка может быть отклонена как не соответствующая требованиям 44-ФЗ. Также недопустимо указывать несколько товарных знаков для одной позиции товара.

Указание участником закупки сведений, позволяющих идентифицировать наличие или отсутствие товарного знака в Реестре (указание регистрационного номера свидетельства, заполнение соответствующей графы посредством указания слов «отсутствует», «нет», иных способов) не является основанием для отклонения заявки такого участника.

ФАС России подчеркивает, что изменение товарного знака после заключения контракта возможно только по соглашению сторон и лишь в случае улучшения характеристик товара.

Документ: Письмо ФАС России от 29.08.2025 № ГР/81837/25

 

1. Минфин России напомнил, что в соответствии с пп. «а» п. 2 ч. 4 ст. 31-4 Закона № 223-ФЗ заказчик не вправе заключать договор на поставку иностранного товара, если в закупке подана заявка (или окончательное предложение), соответствующая всем требованиям документации и содержащая предложение о поставке российского товара из перечня приложения № 2 к постановлению № 1875. Таким образом, обязательным условием применения ограничения является наличие хотя бы одной корректной заявки с предложением о поставке продукции российского происхождения, включенной в указанный перечень.

Минфин отдельно подчеркнул: если предмет закупки включает несколько позиций из приложения № 2 к постановлению № 1875, то для применения ограничения необходимо, чтобы заявка содержала предложения о поставке всех таких товаров российского происхождения. Таким образом, в случае многопозиционных закупок ограничение будет работать только при наличии заявки с полным набором российских товаров по всем позициям из перечня.

Документ: Письмо Минфина России от 02.09.2025 № 24-07-08/85390

 

2. Минфин разъяснил, как подтверждать страну происхождения, если товар произведен по СПИК, а требование о достижении конкретного количества баллов не установлено. В таком случае информацией и документами, подтверждающими страну происхождения товара, являются не только номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции, но и справка, подтверждающая наличие специального инвестиционного контракта, предусмотренная пунктом 1(1) постановления Правительства РФ от 17.07.2015 № 719. Выводы основаны на пп. «а» п. 3 постановления Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875.

Документ: Письмо Минфина России от 04.09.2025 № 24-06-09/86434

 

3. Минфин России разъяснил, с какой даты действуют изменения позиции 91 Приложения № 2 и Приложения №3 к ПП РФ № 1875, утвержденные подпунктами «з» и «и» пункта 5 ПП РФ от 10.06.2025 № 879. Отложенный срок вступления в силу и (или) начала применения положений указанных подпунктов не установлен и они применяются с даты вступления постановления в силу, т.е. с 19.06.2025 года.

Напомним, что позиция 91 Приложения № 2 включала в себя двери, окна и их рамы и пороги для дверей из металлов по коду ОКПД2 25.12.10.000, который в настоящее время исключен из классификатора. Согласно изменениям, внесенным Постановлением № 879, код ОКПД2 данной позиции скорректирован на 25.12.10. В приложении № 3 к Постановлению № 1875, определяющим товары, по которым установлена минимальная доля российских товаров по Закону № 223–ФЗ, изменены наименования некоторых позиций.

Документ: Письмо Минфина от 04.09.2025 № 24-06-09/86265

 

4. ФАС России выпустила разъяснения по вопросу толкования термина «техническая документация» в контексте применения ПП РФ от 23.12.2024 № 1875. В письме от 28.03.2025 разъясняется, что под технической документацией следует понимать документацию, разработанную производителем продукции и определяющую порядок ее:

  • производства и изготовления,

  • хранения и транспортировки,

  • монтажа, наладки, применения и эксплуатации (включая техобслуживание),

  • ремонта, утилизации или уничтожения.

К такой документации могут относиться руководства по эксплуатации, инструкции, паспорта продукции и иные документы, содержащие требования к ее использованию, к запасным частям и расходным материалам.

Документ: Письмо ФАС России б/н от 28.03.2025 

 

1. Росгвардия разъяснила, какое количество нерабочих праздничных дней применять при расчете прямых затрат, если закупаются охранные услуги с круглосуточным постом и оказание услуг планируется с 1 июля по 31 декабря 2025 года.

Отмечается, что при таком расчете следует руководствоваться производственным календарем на соответствующий период. Так, количество нерабочих праздничных дней во втором полугодии производственного календаря составляет 1 день.

Документ: Письмо Росгвардии от 23.07.2025 № 9/3156

 

2. Минфин России разъяснил, как действовать заказчикам в случае расхождения данных между реестром МСП и ЕИС.

Проблема возникает, когда участник уже исключен из реестра МСП, но в ЕИС по-прежнему отображается его статус как СМП, что дает ему возможность подать заявку на закупку с ограничением для малых предприятий и СОНКО:

  • оператор электронной площадки обязан возвращать заявку, если участник не является СМП/СОНКО (подп. «к» п. 5 ч. 6 ст. 43 Закона № 44-ФЗ);

  • заказчик не вправе требовать от участника дополнительных документов для подтверждения статуса (ч. 1–3 ст. 43 Закона № 44-ФЗ);

  • если в ЕИС отображается статус СМП, комиссия не имеет оснований для отклонения заявки, даже если в реестре МСП уже зафиксировано исключение;

  • вывод о правомерности участия может быть сделан только при проведении контрольных мероприятий, а заказчик не наделен полномочиями самостоятельно признавать заявку несоответствующей.

Документ: Письмо Минфина РФ от 09.09.2025 № 24-06-09/87685

 

Напоминаем, что вступили в силу изменения в Правила ведения реестра контрактов и в Положение о порядке формирования планов-графиков закупок, утвержденные постановлением Правительства РФ от 02.09.2025 № 1353:

1. при изменении КБК скорректирован срок внесения соответствующих изменений в реестр контрактов (в течение 5 рабочих дней со дня доведения лимитов бюджетных обязательств);

2. исключена проверка органами контроля информации, включаемой в реестр контрактов, при изменении КБК на документ-снование и информации об изменении платежных реквизитов заказчика на документ-основание.

При этом органами контроля осуществляется проверка целевого расходования бюджетных средств.

Подробнее

 

01 сентября 2025 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 29.08.2025 № 1326, которое вносит изменения в национальный режим.

Предлагаем ознакомиться с данным нормативным правовым актом и кратким обзором основных изменений.

Документы:

1) Справка по ПП РФ от 29.08.2025 № 1326

2) ПП РФ от 29.08.2025 № 1326

 

Минфин России дал разъяснения по вопросу применения индекса потребительских цен (ИПЦ) при определении предельных цен на автомобили для нужд государственных и муниципальных заказчиков.

Ситуация возникла после внесения изменений в ПП РФ № 927 «Об определении требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг» постановлением от 12.06.2025 № 889. Новая редакция допускает возможность увеличения предельных цен на автомобили при составлении ведомственных перечней путем умножения на индекс потребительских цен.

Минфин пояснил:

  • предельные цены, установленные субъектами РФ и муниципалитетами, не могут превышать федеральные значения, закрепленные постановлением № 927;

  • индексация предельных цен, предусмотренная п. 1(1) постановления № 927, может применяться не только на федеральном уровне, но и при формировании региональных и муниципальных обязательных перечней;

  • заказчики при составлении ведомственных перечней обязаны руководствоваться региональными или муниципальными правилами нормирования.

Таким образом, субъекты и муниципалитеты получили возможность учитывать ИПЦ при расчете предельных цен, но в рамках ограничений, установленных федеральным уровнем.

Документ: Письмо Минфина России от 12.08.2025 № 24-06-06/78109

 

03.09.2025 опубликовано ПП РФ от 02.09.2025 № 1353, которое вносит изменения в некоторые акты Правительства РФ по вопросам осуществления закупок.

Ключевые нововведения:

1) в части планирования:

  • предусмотрена возможность осуществления в текущем году закупок, включенных в план-график на очередной финансовый год и плановый период. При этом оплата по таким закупкам возможна с начала очередного финансового года

2) в части реестра контрактов:

  • с 01.01.2026 установлена необходимость формировать отметку об основании при закупке у единственного поставщика в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ;

  • скорректированы сроки внесения изменений в реестр контрактов при изменении КБК в соответствии с бюджетным законодательством РФ (в течение 5 рабочих дней со дня доведения лимитов бюджетных обязательств);

  • исключена проверка органами контроля информации, включаемой в реестр контрактов, при вышеуказанных случаях изменения КБК на документ-основание. При этом органами контроля осуществляется проверка целевого расходования бюджетных средств;

  • исключена проверка органами контроля информации о платежных реквизитах заказчика при заключении контракта;

  • исключена проверка органами контроля информации по изменению КБК.

Документ: Постановление Правительства РФ от 02.09.2025 № 1353

Вступает в силу: 11.09.2025 (за исключением отдельных положений)

 

Министерство закупок Пермского края актуализировало форму Типового положения о закупке товаров, работ, услуг для муниципальных автономных учреждений, муниципальных бюджетных учреждений и муниципальных унитарных предприятий. 

Форма Типового положения изменена в части уточнения правила использования критериев оценки заявок участников при проведении конкурса, если на закупаемые товары, работы, услуги цены установлены правовыми актами(изменения внесены в пункт 2.12.1 формы Типового положения), а также введения нормы о том, что учреждения или предприятия уголовно-исполнительной системы, организации инвалидов освобождены
 от предоставления обеспечения подаваемых ими заявок на участие в закупках и обеспечения исполнения договора (изменения внесены в пункты 2.11.1, 4.2.1 формы Типового положения).

Таким образом, необходимо внести изменения в Типовое положение о закупке товаров, работ, услуг в срок не позднее 25 октября 2025 г. и обеспечить контроль за организацией работы по актуализации положений о закупке муниципальных автономных и бюджетных учреждений и муниципальных унитарных предприятия (при наличии), осуществляющих закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ, в срок не позднее 25 ноября 2025 г. 

Документы:

письмо Министерства закупок Пермского края от 17.09.2025 № 32-02-исх02-119

 

1) Минстрой России разъяснил порядок изменения цены контрактов по ПП РФ № 680:

  • ПП РФ № 1315 применяется только к федеральным закупкам, регионам и муниципалитетам рекомендовано применять п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ;
  • если контракт заключен до 31.12.2022 и его цена составляет 100 млн руб. и более, при изменении условий нужна повторная государственная экспертиза проектной документации с проверкой достоверности сметной стоимости (по Методике № 841/пр и Положению № 145);
  • ПП РФ № 680 — самостоятельный нормативный акт, заказчики могут применять его положения напрямую, без дополнительных решений региональных властей.
  • по пп. «ж» п. 1 ПП РФ № 680 допускается увеличение цены без изменения объема работ, но не более чем на 30%, при этом в совокупности с другими случаями изменений, предусмотренными ПП РФ № 680, рост цены может превышать 30%.

Документ: Письмо Минстроя России от 19.08.2025 № 48756-АГ/09 

 

2) Минфин России рассмотрел нюансы применения ПП РФ № 1875 в части подтверждения происхождения товаров:

  • в целях применения пп. «ц» п. 4 ПП РФ № 1875 в числе заявок на участие в закупке, признанных соответствующими установленным требованиям, должна быть заявка, содержащая предложение о поставке товара, включенного в реестр российской промышленной продукции или евразийский реестр промышленных товаров. При этом в самой заявке должны быть предоставлены документы и сведения согласно пп. «а» или «б» п.3 ПП РФ № 1875;
  • при осуществлении закупки товаров, указанных в пп. «в» п. 10 ПП РФ № 1875, наличие в числе заявок на участие в закупке заявки, признанной соответствующей установленным требованиям и содержащей сертификат по форме СТ-1 в качестве подтверждения страны происхождения, не является основанием для признания заявок, в которых страна происхождения подтверждена декларативно, заявками, содержащими предложение о поставке товаров из иностранных государств.

Документ: Письмо Минфина России от 19.08.2025 № 24-06-09/80550

 

3) Минпромторг России разъяснил, что действие ранее сформированных реестровых записей реестра российской промышленной продукции может быть продлено до 5 лет со дня их формирования при условии соответствия промышленной продукции требованиям, предъявляемым в целях ее отнесения к российской промышленной продукции.

Документ: Письмо Минпромторга России от 13.08.2025 № 90010/12

 

19 июня 2025 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 10.06.2025 № 879, которое вносит изменения в национальный режим.

Предлагаем ознакомиться с данным нормативным правовым актом и кратким обзором основных изменений.

Документы:

1. ПП РФ от 10.06.2025 № 879

2. Справка «Краткий обзор по ПП РФ № 879»

 

Приглашаем специалистов по закупкам государственных и муниципальных заказчиков Пермского края, осуществляющих закупки по Закону № 223-ФЗ, принять участие в тематической секции 

"Практические вопросы, возникающие при применении национального режима в закупках  по Закону № 223-ФЗ", которая пройдет в рамках конференции.

Основной докладчик: Султанов Евгений Аликович, специалист по закупкам – практик, эксперт, преподаватель, независимый эксперт по антикоррупционной экспертизе, аккредитованный Минюстом России.

Мероприятие состоится 12 сентября 2025 г. с 11:00 до 14:00 часов в Зале заседаний Законодательного собрания Пермского края по адресу: г. Пермь, ул. Ленина, 51, корпус «Б» (вход в здание Органного зала Пермской филармонии).

Для участия в тематической секции необходимо пройти регистрацию по ссылке: https://forms.yandex.ru/u/688761be95add501367f3d76

Не упустите возможность повысить свою квалификацию, обновить знания и быть в курсе последних изменений в законодательстве о закупках!

 

Уведомление в Минпромторг РФ направляется через электронное обращение на сайте https://minpromtorg.gov.ru/vpm/yur, а также через ГИСП https://gisp.gov.ru.

Подробнее 
https://goszakaz2.permkrai.ru/open/n/news/main/page/3071

Обращаем внимание, что в целях единообразного применения указанных нормативных положений Министерством закупок Пермского края разработаны типовые формы:
* декларация факта отсутствия в реестре российской промышленной продукции закупаемого товара
* уведомление Минпромторга России об отсутствии закупаемого товара в реестре российской промышленной продукции

Дополнительно в РИС Закупки ПК добавлены соответствующие названия типов документов:
*Декларация
*Уведомление

Документы:

 

Принят Федеральный закон от 31 июля 2025 № 333-ФЗ «О внесении изменений в статью 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в части изменения существенных условий контракта при его исполнении)

Поправки вступят в силу с 1 января 2026 года

1. Конкретизированы случаи изменения существенных условий контракта, предметом которого является благоустройство территории (ст. 95):

·      допускается изменение условий контракта при изменении объема и (или) видов выполняемых работ с изменением цены контракта не более чем на 10 % (с учетом бюджетного законодательства, т.е. в рамках ОФО) (п.1.3 ч.1);

·      при этом изменение объема работ по благоустройству территории на +/- 10 % по предложению заказчика с пропорциональным изменением цены контракта (но не более чем на 10 %) не допускается (п.1.2 ч.1).

 2. Случаи изменения существенных условий контракта с ЕП дополнены новым основанием - п. 6 ч.1 ст.93 (п.10. ч.1)

3. Введено новое основание для изменения существенных условий в отношении контракта, предметом которого является выполнение работ по стройконтролю, - изменение срока исполнения такого контракта (п.14. ч.1):

вследствие и в пределах изменения срока исполнения контракта на строительные работы, в процессе которых выполняется стройконтроль;

- и без изменения иных условий контракта на стройконтроль.

Документ: Федеральный закон от 31.07.2025 № 333-ФЗ

 

Правительство РФ скорректировало перечень лиц, указанных в подп. "р" п. 14 Правил ведения реестра контрактов, на основании обращения которых в реестре контрактов формируется информация о прекращении контракта в случае утраты информации и документов об их исполнении («зависшие контракты»).

Указанные изменения вступили в силу 1 августа текущего года.

Документ: Постановление Правительства РФ от 24 июля 2025 г. № 1095 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 января 2022 г. № 60».

 

1. В отношении продукции легкой промышленности (раздел XVII приложения к ПП РФ № 719) уточнены требования, предъявляемые в целях ее отнесения к российской. Добавлены отдельные позиции (обувь различных видов, код ОКПД 2: 15.20), а также указаны минимальные значения баллов в разрезе ближайших лет, достижение которых необходимо для признания продукции отечественной.

Документ: Постановление Правительства РФ от 17.07.2025 № 1077

Вступает в силу: 17.07.2025 (за исключением отдельных положений).

 

2. Признаны утратившими силу типовые контракты на:

  • выполнение работ по монтажу систем (средств, установок) обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • оказание услуг по техническому обслуживанию систем (средств, установок) обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • поставку пожарно-технической продукции для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Документ: Приказ МЧС России от 16.06.2025 № 504

Вступает в силу: 28.07.2025.

 

1. Минстрой России опубликовал письмо о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, определяемых с применением отраслевой сметно-нормативной базы (ОСНБЖ-2001), на II квартал 2025 года.

Документ: Письмо Минстроя России от 03.07.2025 № 38622-ИФ/09

 

2. Минстрой России дал разъяснения по применению индекса прогнозной инфляции при корректировке проектной и сметной документации в рамках строительных контрактов.

Документ: Письмо Минстроя России от 06.06.2025 № 16044-ОГ/09

 

3. Минфин России разъяснил порядок применения исключений при установлении запрета по ПП РФ № 1875 при проведении совместных торгов. Ведомство пояснило, что значения — 1 млн рублей для цены контракта и 300 тыс. рублей за единицу товара — применяются не к совокупному объему закупки, а к каждому контракту заключаемому по итогам совместных торгов.

Документ: Письмо Минфина России от 25.06.2025 № 24-06-06/61858

 

10 августа 2025 года вступает в силу Постановление Правительства РФ от 08.07.2025 № 1030.

Так в раздел IX «Продукция радиоэлектроники» приложения к ПП РФ от 17.07.2015 № 719 включен ряд позиций, относящихся к телекоммуникационному оборудованию.

Также внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 в части исключения и признания утратившими силу норм, регулирующих порядок присвоения телекоммуникационному оборудованию статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения.

Ранее принятые Минпромторгом России решения о присвоении (подтверждении) телекоммуникационному оборудованию статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения и включении телекоммуникационного оборудования в единый реестр российской радиоэлектронной продукции действительны до окончания установленного срока их действия.

Реестровые записи в отношении телекоммуникационного оборудования, сформированные Минпромторгом России на основании сертификата о происхождении товара (продукции) по форме СТ-1, подлежат исключению из реестра российской промышленной продукции, размещаемого в ГИСП, до 08.11.2025.

 

ФАС России разобрала типовые ошибки при применении ПП РФ № 1875:

1. При закупке товара, отсутствующего в реестре российской промышленной продукции, заказчик обязан задекларировать это в извещении и направить соответствующее уведомление в Минпромторг. Отсутствие такой декларации – нарушение.

2. Если участник не указывает в заявке номер реестровой записи, заявка приравнивается к иностранной.

3. Цель указания номера записи — подтверждение страны происхождения, а не технических характеристик. Соответственно, отклонение заявки только по причине расхождений с характеристиками из реестра неправомерно.

4. Установление дополнительных характеристик к товарам, входящим в КТРУ, является нарушением правил, так как ограничивает конкуренцию.

5. Попытки заказчиков сослаться на совместимость при закупке оборудования с конкретным ПО не принимаются без документального обоснования.

6. Заявка должна содержать один конкретный номер реестровой записи на товар. Несколько номеров — основание для отклонения заявки как неоднозначной.

Документ: Обзор практики рассмотрения дел по жалобам участников на нарушение правил применения национального режима в закупках 17.07.2025

 

Минпромторгом России подготовлены ответы на вопросы, заданные заказчиками Пермского края и представителями уполномоченных органов (учреждений) субъектов Российской Федерации в рамках тематической секции «Промышленность и национальный режим» на Всероссийской конференции «ГОСЗАКУПКИ ПЕРМЬ-2025».

С информацией можно ознакомиться по ссылке

 

24 июня 2025 года, в большом зале Филармонии состоялось открытие Всероссийской конференции «ГОСЗАКУПКИ ПЕРМЬ – 2025» с участием руководителя Федеральной антимонопольной службы Максима Шаскольского и губернатора Дмитрия Махонина. Мероприятие организованно Правительством Пермского края при поддержке Федеральной антимонопольной службы.

С первым докладом выступил заместитель Министра финансов Российской Федерации Алексей Лавров. Алексей Михайлович рассказал о тенденциях развития контрактной системы, в частности, о разработке рамочного законопроекта о закупках «малого» объема, в том числе о новом каталоге конкретных товаров, работ, услуг, который в будущем в связке с действующим КТРУ позволит внедрить автоматизацию определения начальной (максимальной) цены контракта. Алексей Михайлович отметил важность проведения всероссийских мероприятий, как конференция в Пермском крае, для живого общения, которое позволяет сформировать решения по многим проблемным вопросам.

Продолжил пленарное заседание начальник Управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы Дмитрий Бомбырь. Дмитрий Сергеевич в своем докладе подчеркнул наиболее распространенные ошибки заказчиков при осуществлении закупочной деятельности и рассказал о решениях ФАС России по ним.

Далее состоялось выступление руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике Кирилла Пуртова. Кирилл Сергеевич поделился опытом организации закупок в Москве и сообщил, что 85 % всех закупок в столице стандартизировано – это типовые контракты, типовые критерии оценки и типовые техзадания. Все это в совокупности работает на «ограничение заказчика в самостоятельном творчестве». Также Кирилл Сергеевич рассказал о широкой практике применения контрактов жизненного цикла.

Далее докладом выступила заместитель руководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе. Анна Теймуразовна в прямом эфире рассказала об основных задачах, которые стоят перед контрактной системой в ближайшей перспективе. Это цифровизация закупок «малого» объема, автоматизация контроля платежей по дебиторской задолженности в рамках контрактов прошлых лет, обеспечение возможности заблаговременного осуществления закупок, включенных во вновь сформированный план-график, уже в декабре текущего года при наличии доведенных лимитов, и другое.

Далее состоялось ВКС-выступление начальника отдела методологического обеспечения реализации промышленной политики Департамента стратегического развития и корпоративной политики Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Алана Фаизова. Алан Ирекович подчеркнул важность темы национального режима и российской промышленной продукции и осветил работу Минпромторга России, реализуемую в рамках правительственных мер по запрету и ограничению закупок иностранных товаров.

Завершающим стал доклад начальника Управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы Дмитрия Бомбыря. Дмитрий Сергеевич обратил внимание на то, что практика применения мер в рамках нацрежима формируется, и осветил в том числе недавние июньские изменения, внесенные в постановление Правительства РФ от 23 декабря 2024 г. № 1875.

Презентации докладчиков:

Презентация Лаврова А.М.

Презентация Бомбыря Д.С. (1 часть)

Презентация Пуртова К.С.

Презентация Катамадзе А.Т.

Презентация Фаизова А.И.

Презентация Бомбыря Д.С. (2 часть)

 

С 1 января 2026 года вступает в силу Федеральный закон от 07.06.2025 № 138-ФЗ «О внесении изменений в статьи 31 и 43 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Законом уточнен порядок действий комиссии и заказчика в случаях, если участник закупки не соответствует требованиям установленным в соответствии со статьей 31 Закона № 44-ФЗ и (или) предоставил недостоверную информацию о соответствии таким требованиям и (или) документы содержащиеся в заявке на участие в закупке.

В указанных случаях обязанность:

  • комиссии – отстранить участника от закупки в любой момент до подведения итогов;
  • заказчика:

– отказаться от заключения контракта после подведения итогов и до заключения контракта, если в заявке на участие содержится недостоверна информация и (или) документы;

– расторгнуть уже заключенный контракт (пп. «б» п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Также в Закон № 44-ФЗ вводится общее правило: ответственность за недостоверную информацию, предоставленную в заявке, и за последствия, наступившие в связи с ее подачей, несет участник закупки (ч.12. ст.43 Закона № 44-ФЗ).

 

Всего через 4 дня Всероссийская конференция «ГОСЗАКУПКИ ПЕРМЬ-2025» начнет свою работу.  

Конференция соберет около 800 участников – представителей государственных и муниципальных заказчиков Пермского края, руководителей уполномоченных органов и учреждений из субъектов России, пермских поставщиков, чтобы обменяться опытом и знаниями. 

Конференция продлится два дня: 24 и 25 июня 2025 года.

24 июня участников Конференции ждет пленарное заседание с участием ведущих федеральных экспертов Минфина России, ФАС России, Федерального казначейства и Минпромторга РФ. Также в этот день параллельно с работой пленарного заседания пройдет тематическая секция «Закупки в сфере здравоохранения», открытая для участия учреждений здравоохранения Пермского края.

25 июня состоится ряд тематических секций с участием федеральных и региональных экспертов, в рамках которых будут разобраны практические кейсы.

На сайте Конференции (госзаказпермь.рф) опубликована подробная программа всех дней Конференции.

Регистрация на мероприятия Конференции (кроме пленарного заседания) закрыта. Но всем кто не успел зарегистрироваться будет доступна трансляция отдельных секций на сайте Конференции (госзаказпермь.рфи в группе Министерства закупок Пермского края во Вконтакте https://vk.com/mrks.permkrai).

Не упустите возможность познакомиться с последними тенденциями в сфере закупок! 

 

В Пермском крае с 23 по 27 июня 2025 года пройдет Всероссийская конференция в сфере закупок «ГОСЗАКУПКИ ПЕРМЬ – 2025», посвященная 20-летию закупок в России.

Мероприятие организуется Правительством Пермского края при поддержке Федеральной антимонопольной службы и объединит на своей площадке представителей федеральных органов контроля и регулирования сферы закупок, органов власти Пермского края и других регионов Российской Федерации, экспертные сообщества.

Пленарное заседание Конференции «20 лет контрактной системы России. Перспективы развития» состоится 24 июня 2025 года в очном формате в Большом зале филармонии по адресу г. Пермь, ул. Куйбышева, д. 14.

Главными участниками пленарного заседания выступят руководители и представители Федеральной антимонопольной службы, Министерства финансов России, Федерального казначейства, Пермского УФАС России.

 

Приглашаем государственных и муниципальных заказчиков, поставщиков Пермского края, а также представителей уполномоченных органов в сфере закупок субъектов Российской Федерации принять очное участие в Пленарном заседании конференции.

 

Подробная информация о мероприятии, а также возможность регистрации для участия доступны по ссылке: госзаказпермь.рф.

Программа конференции (возможны изменения)

 

1. Приказом Минпромторга России утвержден перечень стандартов, не предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», применение которых с 01.09.2025 не допускается при осуществлении:

  • закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • закупок товаров, работ, услуг организациями с участием государства.

Перечень включает 36 стандартов.

Использование ссылок на такие стандарты не допускается в нормативных правовых актах, конструкторской, проектной и иной технической документации.

Документ: Приказ Минпромторга России от 30.04.2025 № 2119

Вступает в силу: 14.06.2025

 

2. Опубликован ряд постановлений Правительства РФ, утверждающих Правила маркировки средствами идентификации:

  • строительных материалов в потребительской упаковке;
  • товаров для детей;
  • сладостей и кондитерских изделий, упакованных в потребительскую упаковку;
  • пищевой продукции для питания спортсменов.

Постановления устанавливают, что обязанность по предоставлению в информационную систему мониторинга сведений о маркировке средствами идентификации данных товарных групп может быть исполнена участниками оборота путем предоставления документов о приемке, предусмотренных частью 13 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.

Документы:

Постановление Правительства РФ от 31.05.2025 № 820

Постановление Правительства РФ от 31.05.2025 № 819

Постановление Правительства РФ от 31.05.2025 № 818

Постановление Правительства РФ от 31.05.2025 № 811

Вступают в силу: 01.09.2025, за исключением отдельных положений.

 

3. Минфином России размещен обновленный перечень банков, удовлетворяющих требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 45 Закона № 44-ФЗ. Из указанного перечня исключен РНКБ Банк (ПАО).

Документ: Перечень банков, которые вправе выдавать независимые гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов и соответствующих требованиям, установленным частями 1 и 1.1 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ

Также изменен перечень банков, на банковские счета в которых вносятся денежные средства для обеспечения заявки на участие в закупке при проведении предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ электронных процедур. Из указанного перечня исключено ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк».

Документ: Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2025 № 1375-р

 

4. Утверждены Правила подготовки проектной документации объекта капитального строительства в целях неоднократного применения при архитектурно-строительном проектировании объектов капитального строительства. Кроме этого, постановлением Правительства РФ от 29.05.2025 № 752 вносятся изменения в Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 01.03.2022 № 278.

Документ: Постановление Правительства РФ от 29.05.2025 № 752

Вступил в силу: 06.06.2025

 

Минфин сообщил, что для подтверждения страны происхождения промышленных товаров участники закупок должны включать в заявку документы, подтверждающие страну происхождения. Если такие данные отсутствуют, заявка считается иностранной.

Для подтверждения российского происхождения нужно указать номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции со сведениями о совокупном количестве баллов. Товар считается российским, если количество баллов равно или превышает значение, указанное в постановлении № 719 для целей осуществления закупок.

Документ: Письмо Минфина России от 21.05.2025 № 24-06-09/49988

 

Минстрой России приказом от 19 мая 2025 года № 299/пр утвердил четырнадцатые дополнения и изменения в федеральную сметную нормативную базу ФСНБ-2022, вступающие в действие с 25 мая 2025 года.

Документ: Приложение к приказу Минстроя России от 19 мая 2025 г. № 299/пр «О внесении изменений в приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2021 г. № 1046/пр «Об утверждении сметных нормативов»

 

17 мая 2025 года вступил в силу  Приказ ФАС России от 01.04.2025 № 220/25, которым изменен порядок проверки документов при направлении сведений в РНП.

Установлено, что центральный аппарат ФАС станет рассматривать документы, которые заказчики направляют для включения сведений об участнике или поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП, при НМЦД (цене лота) от 500 млн руб. (ранее – 700 млн руб.).

Также ФАС России будет рассматривать документы, содержащие указанные сведения, в случае проведения закупки в рамках гособоронзаказа заказчиками, расположенными на территории Центрального федерального округа, независимо от НМЦД (цены лота). Определены случаи, в которых территориальные органы ФАС России рассматривают такие документы при проведении закупок в рамках гособоронзаказа.

Документ: Приказ ФАС России от 01.04.2025 № 220/25

 

 

Минфин России разъяснил порядок учета НДС в рамках контрактной системы, учитывая изменения, касающиеся организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих УСН и ставших плательщиками НДС с 2025 года.

Основной вывод Минфина заключается в том, что ставка НДС не является существенным условием контракта. Это означает, что ее изменение возможно без необходимости пересмотра цены контракта - достаточно оформить дополнительное соглашение. Таким образом, даже если у поставщика изменилась ставка налога, цена контракта, зафиксированная в результате конкурентной процедуры, остается прежней и подлежит оплате в полном объеме.

Документ: Письмо Минфина России от 21.04.2025 № 03-07-11/39805

 

29 апреля 2025 года вступает в силу Приказ Минстроя России от 17.01.2025 № 18/пр, которым внесены уточнения в формулу изменения цены по контрактам в сфере строительства.

Так Приказом уточнен порядок изменения цены контракта, предметом которого может быть одновременно подготовка проектной документации или выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объекта капитального строительства.

Предусмотрена возможность изменения стоимости подрядных работ (включая стоимость оборудования), не относящихся к подготовительным работам, связанных со строительством, реконструкцией объектов капитального строительства, в отношении которых применяются особенности реализации проектов (объектов) с особым статусом.

 

ТПП РФ утвердила новое Положение о выдаче сертификатов СТ-1, отменившее прежние правила и установившее новые условия для закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Новым Положением установлены:

  • условия и особенности выдачи сертификатов в отношении продукции, указанной в отдельных позициях приложения № 2 к ПП РФ от 23.12.2024 № 1875;
  • перечень и порядок предоставления документов для получения сертификата;
  • нюансы заполнения СТ-1;
  • порядок выдачи сертификатов сроком действия до 1 года.

Сертификаты СТ-1, выданные по старым правилам, действительны до истечения срока их действия.

Документ: Приказ ТПП РФ от 28.03.2025 № 31

 

20 апреля 2025 года вступило в силу  постановление Правительства РФ от 12.04.2025 № 486 которым установлено, что если в соответствии с законодательством не требуется получать разрешение на строительство или проводить экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий, разработка рабочей документации не обязательна.

По общему правилу при возведении и реконструкции любых объектов капстроительства необходимо разрабатывать как проектную, так и рабочую документацию.

 

Принят приказ Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 9 апреля 2025 г. № 32-01-04-40 «О внесении изменений в приказ Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 03 ноября 2021 г. № 32-01-04-156 «Об утверждении Регламента проведения экспертизы начальных (максимальных) цен контрактов (договоров), начальных цен единиц товара, работы, услуги при осуществлении закупок товаров, работ, услуг» (далее – НМЦК).

Изменения касаются проведения экспертизы НМЦК при осуществлении закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), в отношении которых установлены предусмотренные статьей 14 Закона № 44-ФЗ запрет, ограничение.

Так, изменения направлены на учет особенностей определения НМЦК, установленных ПП РФ от 23.12.2024 № 1875 «О мерах по предоставлению национального режима…» (далее – Постановление) и проверяемых исполнителем экспертизы (ГКУ ПК «ЦОЗ»), таких как:

- правильность определения заказчиком наступления одного из предусмотренных подпунктом «г» пункта 7 Постановления случаев неприменения указанных особенностей определения НМЦК;

- соблюдение заказчиком требований, предусмотренных подпунктом «в» пункта 7 Постановления, к применению метода сопоставимых (рыночных) цен для определения НМЦК (определение идентичности или однородности товаров исключительно с учетом товаров из стран ЕАЭС, использование ценовой информации, направленной в адрес поставщиков из ГИСП или исполняющих аналогичные контракты).

Данные изменения распространены на правоотношения, возникшие с 1 января текущего года.

Иные изменения носят технический характер.

Вступил в силу: 09.04.2025

Документ: Приказ Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 9 апреля 2025 г. № 32-01-04-40 «О внесении изменений в приказ Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 03 ноября 2021 г. № 32-01-04-156 «Об утверждении Регламента проведения экспертизы начальных (максимальных) цен контрактов (договоров), начальных цен единиц товара, работы, услуги при осуществлении закупок товаров, работ, услуг»

 

В дополнение к письмам от 20.10.2023 № КА-112797/20, от 22.02.2024 № КА-17718/20, от 03.07.2024 № КА-69129/20 и от 13.11.2024 № КА-121503/20 Минпромторг России направил актуальный перечень легковых автомобилей с российским VIN, использование которых является приоритетным для государственных и муниципальных служащих:

- бренд Lada, модели: Vesta, Vesta SW Cross, Granta, Niva Legend, Niva Travel,
- Largus, Aura;
- бренд Москвич, модели: 3, 3е, 6, 8;
- бренд УАЗ, модели: Патриот, Пикап, Профи, Хантер, СГР;
- бренд ГАЗ, модели: ГАЗель NEXT, ГАЗель NN, Соболь, Соболь NN;
- бренд SOLLERS, модели: ST6, ST8, ATLANT, ARGO;
- бренд Evolute, модели: I-PRO, I-JOY, I-SKY, I-JET, I-SPACE, I-VAN;
- бренд Voyah, модели: FREE, DREAM;
- бренд Haval, модели: JOLION, DARGO, F7/F7x, H9, M6;
- бренд XCITE, модели: X-Cross 7, X-Cross 8;
- бренд AURUS, модели: SENAT, KOMENDANT;
- бренд KAIYI, модели: E5, X3 Pro, X3, X7;
- бренд BAIC, модели: U5 Plus, X35, X55, BJ40 Plus, X7;
- бренд АМБЕРАВТО, модель: А5;
- бренд SWM, модели: G05 Pro, G01;
- бренд CITROEN, модель: C5 AIRCROSS (производства компании ООО «Автомобильные технологии» в Калужской области).

Документ: Письмо Минпромторга России от 04.04.2025 № КА-39089/20

 

1. Минфин России разъяснил: изменение в госконтракте страны происхождения возможно при условии, что цена останется неизменной, а качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) поставляемого товара, выполняемой работы или оказываемой услуги будут лучше по сравнению с указанными в контракте.

Документ: Письмо Минфина России от 16.01.2025 № 24-06-09/2541

 

2. Минфин России дал разъяснение об особенностях применения положений ПП РФ от 23.12.2024 № 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при осуществлении закупок по Закону № 44-ФЗ.

Документ: Письмо Минфина от 20.03.2025 № 24-03-08/27794

 

3. Минфин России сообщил, что в случае невыполнения заказчиком обязанности осуществить закупки у СМСП в течение календарного года в объеме, установленном Правительством РФ, размещения недостоверной информации о годовом объеме закупок у таких субъектов, либо неразмещения указанного отчета в ЕИС до 3 февраля 2025 года положение о закупке данного заказчика с 4 февраля 2025 года до завершения этого года признается неразмещенным в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ. В данном случае в течение указанного периода заказчики руководствуются положениями Закона № 44-ФЗ.

Документ: Письмо Минфина России от 11.03.2025 № 24-07-06/23581

 

4. Минфин России пояснил: если организация, заключившая договор по Закону № 223-ФЗ без НДС, с 2025 года перешла на УСН с НДС, цена договора может быть пересмотрена при условии, что в договоре и положении о закупке нет запрета на изменение цены.

Документ: Письмо Минфина РФ от 11.03.2025 № 24-07-08/23797

 

5 апреля 2025 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 27.03.2025 № 388, которым уточняются требования к отдельным видам продукции радиоэлектроники, предъявляемые в целях ее отнесения к российской продукции.

В частности, портативные компьютеры, планшеты и сотовые телефоны выделены в отдельную группу с самостоятельными требованиями для признания такой продукции российской.

Также предусмотрено, что указанная продукция может быть отнесена к произведенной на территории РФ при условии достижения в совокупности установленного суммарного количества баллов за выполнение на территории РФ операций для каждой единицы продукции.

Документ: Постановление Правительства РФ от 27.03.2025 № 388

 

В соответствии с положениями части 1.7 и 8.1 статьи 95 Закона № 44 ФЗ (в редакции Закона № 360-ФЗ), заключение соглашений об изменении и о расторжении контракта с использованием ЕИС стало ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ:

  • для контрактов, заключенных с 01.04.2025
  • для структурированных контрактов заключенных до 01.04.2025, по которым отсутствуют ранее заключенные дополнительные соглашения (на бумаге)

Заключение соглашений об изменении и о расторжении контракта осуществляется с использованием ЕИС как ПРАВО:

  •  для структурированных контрактов заключенных до 01.04.2025, по которым есть ранее заключенные дополнительные соглашения (на бумаге)
  • для неструктурированных контрактов заключенных до 01.04.2025

Обращаем внимание, что заключать соглашения об изменении и о расторжении контракта по таким контрактам как и ранее можно на бумаге, а чтобы воспользоваться вышеуказанным правом, необходимо в интересующей процедуре заключения контракта в ЕИС на вкладке "Контракт заключен" выбрать пункт - "Использовать заключение электронных доп.соглашений".

 

1. Минфин России напомнил, что в ПП РФ № 1875 указан перечень сведений, подтверждающих происхождение товаров. В частности, таким подтверждением является номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции, в которой содержится информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории РФ. Количество баллов должно быть равным или превышать значение, определенное ПП РФ № 719 для целей осуществления закупок.

Документ: Письмо Минфина России от 18.03.2025 № 24-06-06/26635

 

2. Минфин России разъяснил отдельные нюансы применения национального режима в закупках. В частности, ведомство сообщило, что запросы о предоставлении информации о цене товаров необходимо направлять субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в ГИСП, только в отношении тех товаров, поставку которых такой субъект осуществляет.

Документ: Письмо Минфина России от 17.03.2025 № 24-06-06/25869

 

1. ФАС России дала разъяснения по применению Приказа от 22.11.2024 № 894/24, регулирующего порядок определения НМЦК при закупке моторного топлива. Ведомство пояснило, что разрешается использовать широкий перечень источников ценовой информации и применять дополнительные коэффициенты при расчете НМЦК на топливо. Гибкость заказчиков в данных вопросах остается при соблюдении общих принципов Порядка и Закона № 44-ФЗ.

Документ: Письмо ФАС России от 21.03.2025 № ЦА/26087/25

 

2. ЦДУ ТЭК дало разъяснения о предоставлении данных для расчета НМЦК на моторное топливо. В письме сообщается, что заключение договора с ЦДУ ТЭК осуществляется по общим правилам контрактной системы в соответствии с законодательством РФ и Бюджетным кодексом. Публичной оферты такого договора в настоящее время не имеется. Стоимость предоставления информации установлена приказом ЦДУ ТЭК от 18.10.2024 № 3 «О стоимости продукции и услуг, реализуемых в 2025 году».

Документ: Письмо ЦДУ ТЭК от 17.03.2025 г № 37/124

 

15 мая 2025 года в Екатеринбурге состоится пятый всероссийский форум о закупках в сфере строительства и проектирования World Build/State Contract.

На сайте www.стройзакупки.рф открыта бесплатная регистрация для делегатов форума.

На форуме ежегодно собираются тысячи участников закупок по 44 ФЗ, 223 ФЗ, коммерческих контрактов, заказчики и подрядчики в сфере строительства и проектирования из разных регионов России, для встречи с коллегами и с исполнительными органами власти.

Организаторы форума, СРО «Уральское объединение строителей» и СРО «Лига проектных организаций», ставят своими целями установить партнерские отношения между заказчиками и исполнителями работ и решить системные проблемы в законодательстве о в сфере строительства и проектирования.

Участники форума смогут заявить о проблемах в законодательстве, которые затрудняют работу, мешают развивать бизнес. Каждый делегат форума может высказать мнение о том, что сегодня важно предпринять в части изменения в нормах, в законодательстве, чтобы строительство и проектирование по 44 ФЗ, 223 ФЗ, коммерческим контрактам шло быстрее, проще и выгоднее?

Кроме того, заказчики-спикеры поведают о будущих объектах для подряда.

О проблемах в законодательстве и о ближайших объектах для подрядных работ расскажут представители «Северстали», «Концерна ВКО «Алмаз-Антей», «Росатом Инфраструктурные решения», «Объединенной авиастроительной корпорации», российской дирекции в Группе Всемирного банка, управлений капитального строительства и центров закупок российских регионов.

Делегаты форума смогут высказать свои пожелания исполнительным органам власти о совершенствовании норм в части реализации национального режима, бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, цифровой трансформации строительной отрасли, в том числе ведения исполнительной документации в электронном виде.

На форуме будет представлен Рейтинг деловой репутации подрядчиков, который позволяет осуществить переход от критерия «цена» к критерию «опыт», дает дополнительные гарантии для заказчика, а подрядчикам открывает доступ к ряду преференций.

А еще у гостей форума будет возможность получить рекомендации и советы по участию в закупках от профильных экспертов.

Участие в форуме бесплатное.

Программа и регистрация на сайте www.стройзакупки.рф

 

Минфин регулярно обновляет перечень банков, которые вправе выдавать гарантии для обеспечения заявки или исполнения контракта. По состоянию на 13.03.2025 г. в список включено 210 банковских организаций.

Документ: Перечень банков, которые вправе выдавать независимые гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов и соответствующих требованиям, установленным частями 1 и 1.1 статьи 45 Закона № 44-ФЗ (на 13.03.2025 г.)

 

1. ФАС России разъяснила правила расчета НМЦК при закупке топлива. Отмечается, что в случаях, не урегулированных Порядком, утвержденным приказом ФАС России от 22.11.2024 № 894/24, следует руководствоваться нормами Закона № 44-ФЗ.

Документ: Письмо ФАС России от 14.03.2025 № ВК/23244/25

 

2. Минфин России разъяснил, что при подаче заявки на участие в госзакупках необходимо указывать только одну страну происхождения товара. Ведомство подчеркивает, что Закон № 44-ФЗ не допускает указания нескольких стран.

Документ: Письмо Минфина России от 13.03.2025 № 24-03-09/24756

 

3. Минфином России даны разъяснения по применению запрета, установленного ПП РФ от 23.12.2024 № 1875. В документе отмечено, что запрет на закупку ПО распространяется не только на самостоятельные закупки ПО, но и на случаи, когда ПО включено в состав объекта закупки вместе с другими товарами, работами или услугами.

Документ: Письмо Минфина России от 11.02.2025 № 24−06−09/12084

 

4. Минфин России разъяснил, что некоторые участники закупок при определенных условиях могут быть освобождены от обеспечительных платежей по контракту. Речь идет о субъектах МСП и СОНКО. Они могут не вносить обеспечительный платеж, если к ним не было претензий при исполнении трех контрактов за три года, предшествующих заключению контракта. Эти сведения содержатся в реестре контрактов, а сообщить о них нужно до заключения контракта.

Документ: Письмо Минфина от 17.01.2025 № 24-06-09/3195

 

1. С 1 апреля 2025 года вступают в силу новые правила, обязывающие заказчиков использовать Единую информационную систему (ЕИС) на всех этапах заключения, изменения и расторжения контрактов в рамках Закона № 44-ФЗ.

Документ: Письмо УФК по г. Москве от 05.03.2025 № 73-19-17/19-3258

 

2. Минфин РФ разъяснил, что при осуществлении закупок автотранспортных средств заказчикам следует руководствоваться предельными ценами отдельных видов ТРУ, установленными в ведомственном перечне, и положениями Общих правил.

Вместе с тем Минфином РФ разработан проект постановления Правительства РФ (ID 01/01/02-25/00154962), которым предусмотрена возможность применения индекса потребительских цен на легковой автомобиль (отечественный, новый) при нормировании закупок автомобилей для обеспечения нужд субъектов РФ, муниципальных нужд.

Документ: Письмо Минфина РФ от 11.03.2025 № 24-06-06/23709

 

3. ФАС России изменила подход к включению в РНП за недостоверные сведения. Ранее ФАС России придерживалась позиции, согласно которой расторжение контракта на основании п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ из-за выявления несоответствия участника закупки требованиям извещения или предоставления недостоверных сведений не являлось основанием для включения в РНП. Однако эта практика утратила актуальность. Фактически письмо ФАС России от 16.03.2017 № ИА/16790/17 «По вопросам о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков» утратило силу.

Согласно новому подходу, предоставление недостоверных сведений теперь рассматривается как существенное нарушение условий контракта. Это подтверждается правоприменительной практикой, включая решения ФАС России и арбитражных судов​.

Документ: Письмо ФАС России от 06.03.2025 № МШ/19851/25

 

1. Минфин России разъяснил, что применение положений ПП РФ от 23.12.2024 № 1875 не исключает необходимости применения положений Закона № 44-ФЗ, а также изданных в его реализацию нормативных правовых актов, в том числе РП РФ от 08.12.2021 № 3500-р, которым утверждены перечни товаров, работ и услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества участнику закупки, являющемуся учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы, а также являющемуся организацией инвалидов.

Документ: Письмо Минфина России от 18.02.2025 № 24-01-09/14923

 

2. ⁠Минфин России уточнил правила определения НМЦК в соответствии с ПП РФ № 1875, применения ценовых ограничений и порядок взаимодействия с государственной информационной системой промышленности.

Документ: Письмо Минфина России от 03.03.2025 № 24-03-09/20370

 

Предлагаем ознакомиться с письмами федеральных ведомств с разъяснениями отдельных вопросов в сфере закупок.

1. ФАС разъяснила особенности указания информации о товарном знаке в заявках участников закупок по 44-ФЗ. По мнению службы, в заявке можно не указывать наименование товарного знака и отразить лишь сведения, которые позволят определить его наличие. Если у комиссии есть данные о товарном знаке, но участник их не привел, заявку отклонят. Также ФАС сообщила, что товарный знак является существенным условием контракта, который может быть изменен с учетом поставки продукции с улучшенными характеристиками.

Документ: Письмо ФАС России от 31.01.2025 № ГР/7996/25

 

2. ⁠ФАС разъяснила принципы распределения полномочий между центральным аппаратом ФАС и его региональными подразделениями.

Документ: Письмо ФАС России от 21.02.2025 № МШ/15339/25

 

3. ФАС разъяснила, что изменение места осуществления лицензируемого вида деятельности не является основанием для переоформления лицензии на осуществление частной охранной деятельности.

В случае осуществления лицензируемого вида деятельности на территории других субъектов РФ необходимо уведомление лицензирующего органа соответствующего субъекта РФ.

При этом обязанность уведомлять территориальные органы как по месту выдачи лицензии, так и по месту нахождения объекта охраны возникает после заключения соответствующего государственного (муниципального) контракта.

Документ: Письмо ФАС России от 18.02.2025 № ГР/13587/25

 

4. Минфин России разъяснил, что Правила, утвержденные ПП РФ от 30.06.2020 № 961, продолжают с 2025 года распространяться на юридических лиц, осуществляющих закупки в соответствии со статьей 15 Закона № 44-ФЗ за счет бюджетных средств, в связи с отнесением таких лиц к понятию «заказчик».

Документ: Письмо Минфина России от 20.02.2025 № 24-01-06/16146

 

5. Минфин России разъяснил, как правильно указать товарный знак в заявке на закупку.

Документ: Письмо Минфина России от 23.12.2024 № 24-06-09/129813

 

6. Минфин повторно выразил позицию о том, что чеки и иные документы, подтверждающие оплату товара и являющиеся формой договора розничной купли-продажи, относятся к контрактам, заключенным в простой письменной форме.

На таких чеке и ином документе должен содержаться ИКЗ, который указывается заказчиком самостоятельно. Информация о таком контракте включается в реестр контрактов.

Документы:

Письмо Минфина России от 18.02.2025 № 24-01-10/15030

Письмо Минфина России от 12.02.2025 г № 24-06-09/12540

 

1. Внесены изменения в правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками.

Постановление Правительства РФ от 18.02.2025 № 174 приводит правила ведения реестра контрактов в соответствие с изменениями в Закон № 44‑ФЗ, внесенными Федеральным законом от 26.12.2024 № 484‑ФЗ.

Согласно данным изменениям, контракты, заключаемые с единственным поставщиком по пунктам 10, 13, 17 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, не подлежат размещению на официальном сайте ГИС ЕИС ЗАКУПКИ.

Документ: Постановление Правительства РФ от 18.02.2025 № 174

 

2. Из перечня банков, на банковские счета которых вносится обеспечение заявок, исключены ПАО Банк «Финансовая Корпорация Открытие» и ПАО РОСБАНК.

Документ: Распоряжение Правительства РФ от 27.02.2025 № 469-р

 

3. Утвержден формат представления счета на оплату в электронной форме.

Формат описывает требования к XML-файлу передачи по телекоммуникационным каналам связи счета на оплату в электронной форме.

Счет на оплату включает файл обмена, состоящий из сведений о продавце, сведений о покупателе, сведений о товарах (услугах, работах, ином) и их ценовых показателях, дополнительных сведений счета на оплату и основаниях выставления счета на оплату.

В случае применения данного счета при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд используется информация каталога товаров, работ, услуг, формируемого в соответствии с частями 5 и 6 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Документ: Приказ ФНС от 20.01.2025 № ЕД-7-26/29@

 

4. Актуализированы требования к отдельным видам продукции станкоинструментальной промышленности и отрасли фотоники и светотехники, предъявляемые в целях ее отнесения к российской продукции (изменения в ПП РФ от 17.07.2015 № 719).

Документ: Постановление Правительства РФ от 26.02.2025 № 230

 

Предлагаем ознакомиться с подборкой решений Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам в сфере закупок.

1. ВС РФ определил, что является экономией Подрядчика, подлежащей оплате при выполнении работ по контракту

Документ: Определение ВС РФ от 24.01.2025 № 304-ЭС24-23472 по делу № А70-21122/2023

 

2. ВС РФ разъяснил, что подрядчик отвечает за скрытые дефекты, даже после приёмки объекта

Документ: Определение ВС РФ от 05.02.2025 № 303-ЭС24-16745 по делу А59-561/2019

 

3. ВС РФ подтвердил, что региональные отделения общероссийских организаций инвалидов обладают теми же правами на преференции при государственных закупках, что и сама организация в целом

Документ: Решение ВС РФ от 16.01.2025 № АКПИ24-965

 

4. ВС РФ пересмотрел спор о взыскании неустойки за поставку некачественного оборудования по госконтракту

Документ: Определение ВС РФ от 12.02.2025 № 305-ЭС24-21667 по делу № А40-200399/2023

 

5. ВС РФ согласился с нижестоящими судами в том, что при установлении размеров штрафа в госконтракте не исключена правовая возможность указывать в его соответствующем разделе только ссылки на Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042

Документ: Определение ВС РФ от 24.01.2025 № 308-ЭС24-23082 по делу № А53-41127/2021

 

6. ВС РФ согласился с нижестоящими судами в том, что при проведении аукциона по 44-ФЗ закупочная комиссия вправе отклонить заявку участника, не представившего номер реестровой записи на товар из реестра промышленной продукции Минпромторга, выписку из реестра и не подтвердившего страну происхождения товара — РФ.

 

Документ: Определение ВС РФ от 12.02.2025 № 306-ЭС24-23808 по делу № А57-13934/2023

 

Заказчики, осуществляющие закупки в соответствии с требованиями Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», обязаны в срок до 1 апреля 2025 года разместить в ЕИС:  

1) отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций за 2024 отчетный год.

Порядок формирования и размещения данного отчета в ЕИС установлен постановлением ПП РФ от 17.03.2015 № 238.

2) отчет об объеме закупок товаров российского происхождения, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, осуществленных в 2024 году, в том числе обоснование невозможности достижения заказчиком минимальной доли закупок (в случае ее недостижения).

Составление и размещение в ЕИС отчета об объеме закупок товаров российского происхождения за 2024 год осуществляется по старым правилам (ПП РФ от 03.12.2020 № 2014). Новые правила начнут применяться к такому отчету за 2025 год (ПП РФ от 23.12.2024 № 1875).

24 марта 2025 года запланирован вебинар, посвященный формированию данных годовых отчетов. 

Для участия на вебинаре необходимо пройти обязательную регистрацию по ссылке: https://my.mts-link.ru/j/etptektorg/24032025GO.

Спикеру мероприятия можно заранее задать вопрос по теме вебинара, направив его на адрес электронной почты dvminenko@mrks.permkrai.ru до 19 марта 2025 года. Ответы на такие вопросы будут даны в начале вебинара.

Программа вебинара

 

С 1 марта 2025 года вступили в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в сфере закупок по Законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ.  

Изменениями обновлены составы административных правонарушений и уточнены размеры штрафов за нарушения законодательства, регулирующего закупки. Подробнее о новациях читайте в кратком обзоре.

Также предлагаем ознакомиться с презентационными материалами, подготовленными Министерством финансов Пермского края, в которых подробно изложена трансформация составов правонарушений в сфере закупок.

 

Документы:

1. Справка «Краткий обзор по Закону № 500-ФЗ»

2. Федеральный закон от 26.12.2024 № 500-ФЗ

3. Презентационные материалы Министерства финансов Пермского края

 

Минфин России разъяснил, что ставка НДС не является существенным условием контракта и может быть изменена путем заключения дополнительного соглашения без изменения цены контракта.

Документ:  Письмо Минфина России от 07.02.2025 № 24-06-07/10915

 

Внесены изменения в Порядок перечисления в 2025 году средств, подлежащих казначейскому сопровождению, утвержденный ПП РФ от 11.12.2024 № 1752.

В частности, установлены особенности перечисления в 2025 году средств (в части авансовых платежей) на расчетные счета поставщиков строительных материалов и оборудования, затраты на приобретение которых включены в проектную документацию на строительство (реконструкцию), капитальный ремонт объектов капитального строительства.

Для перечисления аванса должен быть перечень таких строительных материалов и оборудования, сформированный исполнителем по контракту, утвержденный заказчиком и представленный исполнителем в территориальный орган Федерального казначейства.

Постановлением утверждена форма такого перечня.

Документ: Постановление Правительства РФ от 13.02.2025 № 152

 

Перечень банков, на банковские счета в которых вносятся денежные средства для обеспечения заявки на участие в закупке по Закону № 44-ФЗ при проведении электронных процедур, дополнен следующими банками:

  • ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»
  • АКБ «Абсолют Банк» (ПАО)
  • АКБ «Металлургический инвестиционный банк» (ПАО)
  • ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) АО
  • АО «Экспобанк»

Из перечня исключен КБ «ЛОКО-Банк» (АО).

Документ: Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2025 № 316-р

 

Разъяснено, в каком случае для возврата обеспечения исполнения контракта требуется заявление поставщика (подрядчика, исполнителя)

⁠Направление поставщиком заявления о возврате заказчиком денежных средств, перечисленных в обеспечение исполнения контракта, предусмотрено исключительно для случаев частичного возврата указанных денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с положениями ст. 96 Закона № 44-ФЗ.

Если обязательства контрагента исполнены в полном объеме, направлять заявление заказчику на возврат указанных денежных средств не требуется.

Документ: Письмо Минфина России от 17.01.2025 № 24-06-09/3028

 

Разъяснен порядок определения цены отдельных позиций ТРУ при снижении НМЦК

По результатам электронной процедуры заказчик формирует с использованием ЕИС проект контракта, содержащий цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт.

При формировании проекта контракта в ЕИС цены отдельных позиций ТРУ, сформированные в «структурированном виде», рассчитываются автоматически путем пропорционального снижения цены такой позиции ТРУ, указанной в извещении, с учетом коэффициента снижения НМЦК.

Если в проекте контракта предусмотрена смета на выполнение работ, итоговая стоимость каждой позиции в такой смете пересчитывается заказчиком пропорционально коэффициенту снижения НМЦК от цены соответствующей позиции.

Документ: Письмо Минфина России от 17.01.2025 № 24-06-09/3131

 

Предлагаем ознакомиться с письмами федеральных ведомств с разъяснениями отдельных вопросов в сфере закупок.

1) Центральным банком РФ и Федеральным казначейством даны новые рекомендации по оформлению платежных поручений и платежных распоряжений.

Документ: Письмо Банка России № 03-45/732 и Казначейства России № 07-04-05/05-2127 от 29.01.2025

2) Минстрой РФ разъяснил ключевые моменты, связанные с применением модульных зданий и сооружений при строительстве социально значимых объектов.

Документ: Письмо Минстроя России от 23.01.2025 № 3236-СМ/08

3) Минстрой РФ опубликовал рекомендуемую величину индексов изменения сметной стоимости строительства на I квартал 2025 года.

Документ: Письмо Минстроя России от 01.02.2025 № 5170-ИФ/09

 

Минфином России введены новые унифицированные формы электронных документов для бюджетного и бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, утвержденные приказом Минфина от 15 апреля 2021 г. № 61н.

В частности, добавлены:

  • форма акта сверки расчетов (ф. 0510477);
  • инвентаризационная опись расчетов с поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0510469).

Новые формы применяются с 01 января 2026 г. либо до указанного срока по мере организационно-технической готовности субъекта учета.

Документ: Приказ Минфина России от 30.09.2024 № 144н «О внесении изменений в приложения № 1, 2, 4 и 5 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 15 апреля 2021 г. № 61н «Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению»

 

Федеральной антимонопольной службой утвержден Порядок проверки документов, представленных заказчиками для внесения информации об участниках закупок в РНП, предусмотренный Законом № 223-ФЗ.

Документы, содержащие указанные сведения, направляются заказчиком в ФАС России либо территориальный орган по месту нахождения заказчика, указанному в извещении о закупке.

ФАС России рассматривает вышеупомянутые документы в следующих случаях:

  • НМЦД свыше 700 млн руб.;
  • НМЦД свыше 100 млн руб., но общая сумма договоров заказчика в предыдущем году составила свыше 1 млрд руб.

В остальных случаях документы рассматривают территориальные органы.

Срок проверки документов и принятия решения специальной комиссией - 10 рабочих дней.

Документ: Приказ ФАС России от 24.12.2024 № 1072/24

Дата вступления в силу: 11.02.2025

 

С 01.01.2025 по 31.03.2025 заказчики вправе заключить с использованием ЕИС контракты с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее – ЕП) по всем основаниям ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ, 

за исключением п. 4, 5, 23, 42, 44, 46 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ.

Для заключения цифрового контракта с ЕП необходимо воспользоваться функционалом по формированию проекта контракта в РИС Закупки ПК 

(указанный функционал для ЕП уже реализован  в Системе и аналогичен формированию проекта контракта по результатам конкурентных закупок).  

Обращаем внимание на особенности работы в РИС Закупки ПК с цифровыми контрактами и контрактами, заключенными в бумажной форме

Напоминаем, что:

▶️ С 01.04.2025 станет обязательным заключение контрактов с ЕП с использованием ЕИС по п. 2, 6, 6.1, 11, 12, 54, 55 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ (ч. 14 ст. 8 Закона № 360-ФЗ).  

▶️ С 01.07.2025 станет обязательным заключение контрактов с ЕП с использованием ЕИС по п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ (ч. 4 ст. 8 Закона № 360-ФЗ).  

Для заключения цифрового контракта в ЕИС поставщик (подрядчик, исполнитель) должен быть зарегистрирован в Едином реестре участников закупок в ЕИС.

Важно помнить, что при заключении цифрового контракта:

  • приемка контракта осуществляется в электронном виде;
  • осуществляется электронный документооборот по контракту;
  • возможно неограниченное число протоколов разногласий на этапе заключения по итогам несостоявшейся процедуры (когда заявок «0»).

 

  • Закупки муниципального образования город Пермь
  • сайт Управления муниципального заказа