Гости сайта в Августе 2011

Олег Ширяев

заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю

Тема интервью: Новые сервисы налоговой службы


Какие задачи ставит перед собой налоговая инспекция в работе с налогоплательщиками?

В условиях действующего налогового законодательства возникают ситуации, когда его применение в определяющей степени зависит от конкретных людей, их налоговой образованности, информированности, а также, что особенно важно, стремления правовые нормы исполнить. Требования в равной мере отношу, как к налогоплательщику, так и работнику налоговых органов.
Чтобы было понятно, приведу пример с исчислением и предъявлением имущественных налогов.

Со стороны налоговой инспекции должна быть выполнена правовая норма об исчислении и предъявлении налога налогоплательщику лично или, если это не представляется возможным, почтовой корреспонденцией. Налогоплательщик же, зная, что является собственником движимого и недвижимого имущества, должен выполнить обязанность по уплате налога.

Предлагая конструктивное взаимодействие, мы призываем налогоплательщиков понять и принять правило. Не получено уведомление за месяц до срока уплаты, например, по транспортному налогу за 2010 год не позднее 1 ноября 2011 года, претензии к налоговикам нужно предъявлять немедленно. По сути - нарушены Ваши права. Ответственно заявляю - меры по исправлению ошибки будут приняты незамедлительно.

Такой подход к решению проблемы честнее, чем выжидать, ошибется инспекция в предъявлении налога или нет. А потом еще разбираться, кто прав, кто виноват, вплоть до суда.


В чем проявляется стремление к взаимодействию с жителями со стороны налоговой инспекции?

Движение налоговой инспекции навстречу налогоплательщикам, по мнению Управления, предполагает шаги по качественному улучшению их информирования, созданию условий для удобного исполнения обязанностей по уплате налога, ликвидации административных барьеров, мешающих установлению полного взаимопонимания.

И это сегодня не просто слова. Перечень мер, предпринятых службой, в частности, для тех, кто по разным причинам допустил налоговую задолженность, даже перечислить сложно.
Например, в любое время к Вашим услугам суток бесперебойно работающий интернет сервис «Узнай свою задолженность» на сайте налогового управления www.r59.nalog.ru.

Для тех, кто не дружит с интернетом, возможность проверки расчетов предоставлена по телефонам call-центра Управления 211-47-17 и 8-800-100-5901 (звонок на территории Российской Федерации бесплатный).

Информацию можно получить за несколько минут, например, когда Вы теряете время в автомобильной пробке. Набираете номер, называете оператору свою фамилию и ИНН. Минута - и ответ получен. В связи с этим практический совет - забить ИНН в свой мобильник, а уж время для звонка всегда найдется. Можно проверить прямо сейчас.

Для клиентов оператора «Utel» предлагается такой вариант. Шлите СМС на номер 9111 следующего содержания ИННпробелХХХХХХХХХХХХ, где Х обозначены цифры Вашего ИНН. Через несколько минут получите сообщение о задолженности или ее отсутствии. Правда, за услугу с вас снимут в пределах 4-5 рублей.

Как вариант контроля расчетов и погашения задолженности, можно использовать платежные терминалы и банкоматы Сбербанка - информация идентичная «Личному кабинету налогоплательщика».

И, конечно же, самый надежный способ - посещение инспекции. По просьбе налогоплательщиков сегодня изменен их режим работы: по вторникам и четвергам сверку можно провести до 20:00, во вторую и четвертую субботу, прием ведется с 10:00 до 15:00.

Перечень нововведений можно продолжать: обучение персонала, в том числе основам психологии и культуры общения. Налаживаем обратную связь, на сайте организовали сервис «Оцени работу инспекции». Ведем личный прием посетителей. Организован мониторинг предоставления услуг, в том числе, без предупреждения о предстоящей проверке. Кстати, процесс поиска новых подходов к работе находится в развитии.


Какими новыми сервисами сможет порадовать налоговая инспекция жителей в ближайшее время?

Из ближайших проектов можно назвать «Личный кабинет налогоплательщика-2» Представьте, Вы, налогоплательщик, получаете в налоговой инспекции индивидуальный пароль, через него по интернету - доступ к своему лицевому счету, далее, в режиме реального времени видите все свое имущество, движимое и недвижимое, а также все начисленные по нему налоги. Если согласны с суммой, проводите платеж, не согласны, направляйте запрос в Инспекцию с просьбой прояснить спорные моменты. И все это, не выходя из интернет - ресурса.

Обратите внимание, ресурс, о котором я говорю, в текущем году должен быть запущен в промышленную эксплуатацию. Сейчас завершается его тестирование.

Надеемся, что меры, которые мы сейчас принимаем, дадут определенный результат, и тех, кто готов к цивилизованным взаимоотношениям станет значительно больше.


Существуют ли какие-то крайние меры по отношению к недобросовестным налогоплательщикам?

К тем же, кто предпочитает скользкую тропу правонарушений, налоговые органы обязаны власть употребить. Практика есть.

В текущем году для принятия процессуальных решений в соответствии с п. 3 ст.32 Налогового кодекса налоговыми инспекциями края в следственные органы направлено 128 материалов налоговых проверок на общую сумму более 1,8 млрд. рублей.

Кстати, по ряду материалов, переданных в правоохранительные органы, возбуждены уголовные дела, например, по материалам выездной налоговой проверки ОАО «Верещагинский комбинат хлебопродуктов» доначислено почти 6 млн. руб. (по ст.199.1 УК РФ). По материалам выездной налоговой проверки ООО «Строй инвест» доначислено более 5 млн. руб. (по ст. 199 УК РФ).

По материалам выездной налоговой проверки индивидуального предпринимателя А.Н. Вагина доначислено 615 тыс. руб. (по ст.198 УК РФ). На сегодняшний день данное уголовное дело прекращено в связи с добровольной уплатой налогоплательщиком всей суммы налога.

Добавлю, что 37 налогоплательщиков юридических и физических лиц, в отношении которых материалы были переданы в правоохранительные органы, уплатили в бюджет почти 60 млн. рублей.
Крайние меры - это крайние меры. Мы за взаимодействие, но на конструктивной и правовой основе.

В течение вот уже более полугода стараемся донести эту мысль до как можно большего количества налогоплательщиков. Есть ощущение, что понимание появляется - во втором квартале рост задолженности, впервые после кризиса, остановлен. И даже началось некоторое снижение. За три последних месяца - более чем на миллиард рублей.