Гости сайта в Ноябре 2011

Валерий Нефёдов

доктор архитектуры

Тема интервью: «Среда формирует менталитет людей»
Валерий Нефедов, доктор архитектуры, профессор кафедры урбанистики и дизайна городской среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, провел в Перми практический проектный семинар «Оптимизация городской среды средствами дизайна». Кроме того, в рамках социального проекта «Новые модели - новый город», который реализует Пермская общественная организация (ПОО) «Добрый Дом», состоялись публичные лекции для студентов и преподавателей 4-х ВУЗов города. На лекциях присутствовало более 200 человек.

Валерий Анатольевич, расскажите, что понимается под словосочетанием «городская среда»? Из чего она состоит?

Городская среда - это все то, что расположено между зданиями; место, где человек должен находить какие-то признаки обустройства пространства. Это такая организация среды, где каждой возрастной группе можно найти обустроенные территории в любую погоду, чтобы можно было прийти в эту среду и весной, и теплым летом, и холодной зимой. Среда у нас в квартире - это интерьер, а городская среда - это как экстерьер, это все то, что снаружи.

Понятие «обустроенной среды» вполне отвечает всем потребностям человека, которые при этом постоянно меняются. Нельзя сделать город, перерезать «красную ленточку» и сказать: «Вот мы город сдали, живите». К сожалению, отсутствие обустройства среды - это проблема большинства российских городов, даже тех, кто себя относит к столицам.

Сложность заключается в том, что надо все время чувствовать пульсацию интересов населения. Изменяется возраст, изменяются потребности, изменяются сценарии поведения людей. Во всем мире принято так, что на каждую территорию надо вернуться через 10-15 лет и посмотреть, как на этой территории живется. Пришла другая возрастная группа, подросли, к примеру, дети. Им нужны уже не просто песочница и качели, а экстрим-поля, спортплощадки, трассы для езды на велосипеде или скейте. Население не фиксировано в каких-то постоянных потребностях. Обновление технологии обустройства среды содержит колоссальный ресурс.

Самое ценное, что создает городская среда - это шанс на общение, взаимодействие людей. Они должны иметь место для встреч. Феномен Перми - есть здания, которые расположены в остатках природы, и все постепенно зарастает машинами. В городе люди прячутся по квартирам, потому что для человека пространство вне стен его дома раньше не делали. Эти вопросы очень долго оставляли на потом - «когда-нибудь доделаем». Дома сдали, про человека - забыли. Застройщики сдали метры квадратные, а как сделать среду, даже если деньги были, они не знали.

Если и брать какие-то зарубежные примеры построек, организации кварталов, то надо смотреть - «А как у них?» - холодно или тепло, и какое у них лето. Климат у нас суровый. Мы должны ограниченность пребывания человека на улице компенсировать удобствами. Например, защитить человека навесами, поскольку дождей у нас много бывает. Замечает ли город человека, когда он вышел из дома или с работы, показывает обустроенная среда. Если город человека не замечает, то тогда последнему приходится быть героем: он добегает до автобуса или своей личной машины, едет до дома, бежит с остановки или кидает машину где-нибудь, заходит домой и тут ему становится уютно. Улица в его жизни обретает образ некого пространства испытания. Дойдет ли он до автобуса, выйдет ли он во двор, сможет ли он там комфортно находиться? И чем беззащитнее социальная группа, тем она более героическая. Самое ценное, что есть сегодня в мировом опыте - это гуманность среды по отношению к человеку.


Кто должен заниматься дизайном городской среды и какими знаниями этот человек должен обладать?

Первое, что хотелось бы подчеркнуть - этим должны заниматься наученные профессионалы.

Сложность заключается в том, что для того, чтобы научить этих специалистов, образовательного ресурса только России будет мало. Надо задействовать педагогов, прошедших стажировки в развитых странах. Здесь сочетаются знания многих наук.

Эти люди должны обязательно знать основы социологии: без этого они не будут понимать, для кого они все это создают. Многие города в России грешат монументальными формами -масштабные махины из кованого металла, бронзы или хорошего чугуна. На кого это рассчитано, и может ли это подействовать на человека, когда он, возможно, просто искал навес или скамейку? Социология исследует мотивацию разных возрастных групп и поведенческие сценарии. В каких формах досуга они заинтересованы, как они культурно развиваются? Человек не стоит на месте. Основы психологии категорически нужны. Основы климатологии: специалист должен понимать - в каком регионе он работает, он должен понимать - из какого материала он сделает это антивандально, чтобы это стояло и не разрушалось ни под каким воздействием. Он должен знать элементы гармонизации, основы художественной подготовки, должен уметь изобразить свои идеи. Он должен знать эволюцию форм архитектуры. Знания мирового среза практики в этой области, знание современного дизайна, архитектуры. И технологии работы с металлом, стеклом, другими материалами. Работа с поверхностью, новые виды бетонных поверхностей, системы дренажа. Этот человек должен знать все. Инженерное обустройство территории, организация дождевого водосбора, вертикальная планировка. Хотя бы общее представление об ассортименте растительности, о совместимости, приживаемости. Новые технологии энерго- и ресурсосбережения. Например, зеленая-зеленая крыша - там растет мох, какие-то растения, но это все является утеплителем, здание не отдает лишнее тепло, а крыша его удерживает. Здесь нет наложения профессий - те, кто сегодня занимается организацией архитектурной среды, не подменяют в своей работе ландшафтных архитекторов. Первые придумывают структуру пространства, а вторые знают, как лучше ее воплотить; что зеленая изгородь лучше будет сделана из такого-то кустарника, а деревья в этом климате выживут таких сортов.


Какие задачи стоят перед урбанистами?

Люди в нашей стране даже не представляют, какой у них должен быть вид из окна. В Перми много склонов, из них, например, можно сделать каскадные парковки, которые с виду выглядят как просто зеленый холм. Машины в российских городах - это вопиющее недоразумение, которое никто не ждал в таком количестве. И Пермь здесь не исключение. Машины везде: они во дворах, на жилых улицах, они съедают пространство городских площадей. Получается, что в городе живет не человек, а машины. Человек просачивается между машинами, которые ему там оставили лазейки на парковках. Человеку ни присесть, ни погулять, ни посмотреть на красоты природы. Человек должен знать альтернативные сценарии развития городского пространства. Человек должен стоять на первом месте, а на втором - транспортное средство, которое его везет - не наоборот.

Во всех российских городах должен появиться трамвай нового поколения: супердизайн, красивейший трамвай, увидев который, люди оставляют свои машины. Что и произошло в Европе, где психологический барьер перед трамваем снят. Любой бизнесмен едет на работу на трамвае без головной боли, где он припаркует свою машину. Смысл в том, чтобы трамвай снял напряжение от избытка автомобилей, которым в старом городе некуда быть размещенными. В Европе что такое линия трамвая - это такая зеленая полоса, на которой видны железные рельсы. Остановка приподнята над проезжей частью вровень с входом в трамвай. Любой человек - и здоровый, и маломобильный, и мама с коляской - не поднимая ноги, легко и просто проходят в трамвай. В этом отношении общественный транспорт до тех пор будет отторгаться населением, пока это будет некое такое транспортное средство для героического преодоления.
Новые технологии светового дизайна - город должен быть безопасен.

Системы навигации для инвалидов - слепых людей, позволяют им самостоятельно передвигаться по городу. Это все вопросы обустройства городской среды. От этого зависит мобильность человека с ограниченными возможностями.

Грамотная организация городской среды решает целый комплекс задач - это и безопасность, и энергоэффективность и социальные проблемы.


А красота?

Вкусы населения стремительно разделяются. Одним, более старшего возраста, нравится классический или неоготический стиль, чтобы было все дорого, богато. Другие - молодежь -считают: «Да зачем все это навороченное? Нас минимализм устраивает - лаконичные формы скамеек, лаконичные светильники».

Красота - это сугубо индивидуально, это индикатор вашего образования, культуры. Приемы гармонизации среды построены на целесообразности и простоте. Все должно быть чисто, аккуратно, нержаво, концептуально, но, оказывается, минимально по цене, это тоже входит в понятие красоты. Например, берется лист нержавейки, в нем просверливается дырочки - появляется перфорированный рисунок. Если такими листами оформить балконы жилого дома, то у него появляется свое лицо. Или взять закрыть балконы листами разноцветного оргстекла, и на доме появляются желтые, красные, оранжевые, синие цветовые пятна. Как это разбавляет пресно-серый город. Обустроенные велодорожки для города - это тоже красиво.

В России преобладает выбор - самый дорогой, самый затратный, самый бесполезный дизайн, который консервирует представление людей в самом примитивном, старомодном «а-ля-рюс» дизайне, у которого нет ни малейшего шанса двинуться вперед, потому что весь мир и развитые страны сделали колоссальное движение за последние полвека.

Дизайн сегодня - это не просто доходная престижная востребованная профессия, в которой трудятся самые гениальные, самые креативные. Умные, интеллигентные студенты рвутся, чтобы придумать что-то новое, чтобы все было технологично, светло, красиво.

Все, что делается в городе, должно быть адресовано человеку.

Надо что-то делать для населения, надо предложить какое-то движение, у людей должна быть альтернатива и шанс самореализоваться. Вырастить здорового человека - это значит предложить ему здоровую среду.


Вы знакомы c пермским Генпланом? Насколько он соответствует современным тенденциям развития города?

У меня кроме бури восторга, этот проект ничего не вызвал. Иные скажут: «Ну вот приехали какие-то там иностранцы, что-то придумали, а может, мы сделаем по-нашему, по-русски?» Но ведь делали уже... Мы последние полвека двигались немного в другом направлении, поэтому нам их понять тяжело. Это наши проблемы, что мы ушли слишком далеко от реального человеческого образа жизни. Человек идет на производство, потом возвращается домой. Но ведь есть у него какие-то культурные паузы в пространстве города, которые следует заполнять чем-то содержательным. Он имеет право на осмысленную жизнь. Девизом у голландцев проходит - из всей этой безбрежно разросшейся территории надо начать извлекать смысл, надо обозначить узлы, структуру природного каркаса. Надо за что-то зацепившись, дать шанс в этом городе метр за метром отдавать человеку под цивилизованное использование. Они предлагают оптимизировать городскую структуру, идя от свершившихся процессов. Вложив чуть больше социального и экологического смысла. Природа может спасти этот город, если ей протянуть руку. Генплан и мастер-план Перми - это протянутая рука природе.


Расскажите немного о проектах, которые вы готовите в Перми, и цели подобных мероприятий.

Студенты, представители проектных контор, экологи делают проекты преобразования площадок в Перми. Площадки мы выбрали курьезные, а на самом деле печальные примеры проявления городской жизни. Например, вот жилой массив, мы вошли во двор, а там свалка автомобилей и между ними детишки пытаются играть. Еще у них есть в распоряжении кривые железки. Эти дети вырастают настоящими экстремалами! Потому что они с детства тренированы бороться с проблемной средой. Такой ребенок вырастет закаленным, но только у него не будет представления о культуре, об эстетике.

Людей надо выводить из домов в коллективное пространство для непринужденного общения, ведь большинство не знает, кто его сосед. Самая сильная сторона цивилизации - то, что называется community, это ведь сообщество людей, живущих рядом. Если бы энергию населения, которую оно сегодня не знает куда приложить, направить на преобразование среды! Если на чем-то высоком научиться консолидировать мыслящих людей в этом городе - у власти появилось бы столько добровольных помощников - креативных, полезных, у которых есть идеи. Когда люди что-то делают для себя, они даже на воскресник выйдут, будут прибирать мусор, организовывать пространство для себя. У молодежи есть вектор продвижения в будущее в своем городе, им надо просто помочь. Надо научиться вести диалог с населением. Ведь во многом среда формирует менталитет людей.