Гости сайта в Феврале 2012

Антон Буслов

сопредседатель межрегиональной общественной организации «Город и транспорт»

Тема интервью: «За опытом надо ездить в Пермь»
Антон Буслов - член делегации  специалистов транспортной сферы из российских городов в Пермь.  В рамках визита прошел семинар по транспортному моделированию. Эксперты - ученые, представители органов местного самоуправления и общественных объединений - обсудили достижения информационных технологий в этой отрасли.

Антон, расскажите про вашу организацию «Город и транспорт».

Основной для нас является общественная деятельность в сфере общественного транспорта, урбанистки, градостроения. Мы занимаемся также консалтингом. Помогаем администрациям городов, регионов, иногда коммерческим организациям реализовать транспортные проекты максимально эффективно и доступно для жителей. Для нас важным приоритетом является качество транспортной системы, чтобы население осталось довольно результатом. К сожалению, часто транспортники не замечают своих потребителей, проектируя что-то достаточно отрешенное от жизни. Притянуть транспортную систему к спросу, к потребностям населения - это наша основная задача, мы ее так для себя формулируем.


Какой критерий общественного транспорта вы бы назвали самым важным? Скорость транспорта? Стоимость проезда?

Транспорт - это интегральная система с несколькими параметрами. В любом случае всегда будет несколько критериев, которые надо оценивать. Если, допустим, сильно увеличить скорость, то снизится безопасность - объективно эти два параметра связаны. Если максимально усилить безопасность, то сильно снизится скорость. Сотрудники ГИБДД в Самаре рассказывали, что самый безопасный поток - это пробка. В надвигающемся автомобильном заторе, скорее всего, ни один пешеход не будет сбит, это очень маловероятно. Но если мы остановим весь город и, таким образом, добьемся полной безопасности, нас за это никто не похвалит. Плюс к этому необходимо учитывать экономическую составляющую. Объективно, очень многое хотелось бы сделать и властям, а уж тем более жителям, которые предлагают огромное количество оптимизационных решений, но все эти решения должна апробировать экономика. Любые, бюджетные или частные деньги должны тратиться эффективно. Иногда идеальное решение может быть просто неочевидным на первый взгляд.


В городских условиях на развитие какого вида транспорта вы бы сделали ставку?

Так получилось, что мы в большей степени занимаемся продвижением и поддержкой трамваев. В нашей стране сложилась очень тяжелая ситуация с трамваем - закрылся целый ряд больших трамвайных систем в крупных городах, где они были объективно необходимы именно в связи с существующими там пассажиропотоками. «Закрылись» Архангельск, Иваново, Воронеж, Шахты, я даже не называю Грозный, где его банально разбомбили. Очень часто трамвайные системы закрываются просто от того, что власти не находят рациональных способов их развития и способов повышения рентабельности их работы.

Но есть и другие примеры. В Перми - выделяется и ускоряется трамвайное движение, оптимизируются маршруты. Создается приоритет именно для этого вида транспорта - это выглядит очень перспективно именно с точки зрения градостроительной политики. Если посмотреть на Европу, Соединенные Штаты Америки, Японию - в развитых странах трамвай переживает второе рождение. Зачастую его там называют новым модным термином «легкий рельсовый транспорт», но по сути - это тот же трамвай, вернувшийся на новом технологическом витке с соответствующим качеством инфраструктуры. Поэтому если говорить на какой транспорт обратить внимание, что у нас в стране недооценено, где есть достаточно большие ресурсы для развития, то в первую очередь я бы назвал трамвай.


В Москве как-то развивается трамвайная сеть?

В настоящий момент, в том числе с помощью нашей организации разрабатывается проект «Решение транспортной проблемы Москвы», он более известен, как проект Сергея Собянина по борьбе с пробками. В рамках этого проекта подразумевается развитие скоростного трамвая, который должен разгрузить метрополитен.

Классическая схема, по которой строился транспорт в Москве - когда автобусы, троллейбусы, трамваи подвозили к станции людей метро, всех спускали в метро, метро везло их, а от станции метро их опять вез автобус, трамвай или троллейбус. Эта схема привела к колоссальной перегрузке метрополитена и большому количеству других проблем. В соседний район люди вынуждены ехать на метро через центр города. Одна из важнейших задач, которые будут решаться в рамках плана борьбы с пробками - это развитие скоростного трамвая на хордовых направлениях. Такой трамвай сможет взять на себя тех пассажиров, которым нужно попасть в соседний район, не заезжая в центр. Эту задачу сейчас будут решать, это не просто чье-то желание, а уже идут проектные, предпроектные изыскания, на них выделены деньги. Пермский проект на улице Ленина, когда трамвайную линию обособили от автомобильного движения, вынесли остановки с островками на проезжую часть, уже реализован, а в Москве это только предстоит сделать. Только сейчас дошли до понимания того, что это правильно и эффективно.


Вы, как общественный деятель, как москвич, как оцениваете организацию работы общественного транспорта у нас в Перми?

Я в Перми третий раз. Могу сказать, что видно глазом человеку, который бывает в городе не очень часто. Положительная динамика - это первое, что я должен отметить. Первый раз я был в Перми давно, с того времени видно, как идет модернизация трамвайных путей, когда их укладывают по новым технологиям. Видно, что город закупает общественный транспорт - это новенькие трамваи. В Самаре всего один низкопольный трамвай, а в Перми их больше сорока. Точно таких же трамваев. Здесь можно абсолютно точно сказать, что Пермь обогнала. Здесь большое количество низкопольных троллейбусов. В Самаре опять же всего лишь один. В других городах России, кроме Москвы, Санкт-Петербурга и Смоленска, есть единичные экземпляры. В Перми это действительно массовый проект, массовое явление. Аналогично и низкопольные троллейбусы - удобные и современные. Кстати говоря, способность перевозить людей с ограниченными возможностями здоровья - это не единственный критерий. Данная техника просто является самой современной - это синхронные приводы, которые экономят электроэнергию, они позволяют совсем другой скоростной режим, они отвечают совсем другим нормам безопасности. В комплексе - это нечто новое, качественное. В Перми сразу было заметно внедрение систем управления дорожным движением. На перекрестках установлены стационарные камеры, которые фиксируют транспортные потоки и в соответствии с ними принимается решение об изменении циклов светофорного регулирования. Это тоже большая работа, которую видно и можно ощутить.


Какие общероссийские тенденции развития городского общественного транспорта Вы могли бы отметить?

Ключевая тенденция - понимание, что общественный транспорт - это не транспорт для пенсионеров и студентов, а тот транспорт, который должен спасти нас от пробок. Именно развитие общественного транспорта, приоритет ему - это путь, который выбран в крупных городах по борьбе с пробками. Это уже поддерживается на федеральном уровне. Людям предлагается альтернатива стояния в пробке - выделенная полоса, по которой можно ехать без пробки. Общественный транспорт сразу становится интереснее, чем личный. Люди начинают на него пересаживаться, причем это заметно. В Москве даже очень крупные бизнесмены порой оставляют машины и спускаются в метро, просто потому, что оно независимо от пробок.

Второе направление - это упорядочивание парковочной емкости. Когда парковка ведется где попало, блокируются перекрестки, остановочные пункты, некоторые автолюбители паркуются «елочкой», перекрыв полторы полосы движения и уходят на восемь часов на работу - это совершенно недопустимо.


В Перми в порядке эксперимента вводятся парковки с ограниченным временем стоянки. А какие методы используются в Москве?

Пермь, я поднимаю руки, вновь опережает Москву. То, что у вас уже либо сделано, либо идет в режиме эксперимента, в Москве еще предстоит сделать. Здесь некое новаторство чувствуется. За опытом надо ездить в Пермь. В Москве планируется ограничение парковочной емкости в центре города. Стало ясно, что парковки должны быть платными. Причем в центре она должна стоить столько, чтобы у нормального человека не возникало желания оставить свой автомобиль на весь рабочий день. Регулирование нагрузки на улично-дорожную сеть с помощью ограничения парковочной емкости - очень перспективное направление. Главное, чтобы при реализации учитывались местные условия: то, что можно позволить в Москве, нельзя сделать в других городах. Надо подходить очень ювелирно.


Пермские власти сотрудничают с научным сообществом. Насколько тесное сотрудничество с наукой в других городах?

Для России это не очень характерно. Формируются определенные научные группы, например, в Новосибирске. Когда речь зашла о моделировании транспортной схемы в Самаре, мы были вынуждены обратиться в Пермь. В Самаре есть ученые, которые специализируются на данной тематике, но они не умеют разрабатывать макромодели, проекты в масштабах города. Процесс того, что власти начинают прислушиваться к ученым, идет. В этом плане опять же интересен опыт Перми. Краевые и городские пермские власти обращаются за конкретными проектами, это поставлено на поток. Это не единичные вещи, это тенденция. В Перми создаются электронные модели с применением современных средств, программного обеспечения. Постепенно Россия стремится от бумажных папок к виртуальным моделям.


Что интересного можно позаимствовать за рубежом?

Не скажу, что Россия - это какой-то дикий пустырь, в котором что-то принципиально отличается от того, что существует в западных странах. Мы смотрим на развитие транспорта за рубежом и те же веяния в том или ином виде у нас внедряются. Проблема в том, что в нашей стране улично-дорожная сеть изначально проектировалась под шестьдесят автомобилей на тысячу жителей. Сейчас появилось огромное количество личного транспорта, и архитектура города оказалась к этому не готова. Сейчас к нам приходят те тенденции, в которых мы отстаем немного от западных стран - выделенные полосы, реинкарнация трамвая. Что у нас пока плохо - это навигация, информографика, дизайн на транспорте. На западе эти вещи прорабатывались десятилетиями. Здесь принимаются усилия, но мой взгляд, недостаточно системно реализуются. Уровня Европы пока не достигли, но, с другой стороны, стоит отметить, что относительно прочих городов, которые об этой теме даже не задумываются, в Перми прогресс налицо. То есть направление движения выбрано правильно, осталось развиваться дальше.