Гости сайта в Марте 2013

Елена Шипигузова

учитель начальных классов школы № 22 города Перми, победитель конкурса «Учитель года 2013»

Тема интервью: «Главное – воспитать в ребенке личность»


Елена Юрьевна, вы говорили, что стать педагогом – ваша детская мечта.

Это действительно так.  Мечта зародилась в глубоком детстве.  Годика в три-четыре я уже… выходила к школьной доске. Моя мама работает в школе. Сначала была учителем, потом заместителем директора.  Маминым ученикам очень нравилось, когда я у доски, стоя на стульчике,  читала им стихи. Это нравилось и мне. Наверно именно тогда я вошла во вкус – «выступать» у доски перед классной аудиторией. Потом у меня даже мыслей не возникало, что я могу стать кем-то другим.


Елена Юрьевна, Вы работаете в школе 18 лет. Говорят, дети за это время изменились. Это действительно так?

Знаете, меняются не столько дети, сколько время. Общество не стоит на месте,  общество изменяется.  А дети, как продукт этого общества, как продукт тех родителей, которые тоже развиваются, впитывают все новое. Но основные постулаты, на которых строится развитие личности, они все равно остаются. Ребенок всегда остается ребенком. Он верит тому, кто искренен. Он любит того, кто любит его  и движется навстречу, когда видит в себе заинтересованность.


Любовь к детям – это прекрасно. Но сегодня многие молодые педагоги, искренне любящие детей, понимают: одной любви не достаточно.

Действительно, любовь бывает разная. Любовь мамы – это одно, а любовь педагога – совсем другое.  Безусловно, должна быть определенная дистанция между педагогом и учеником, которая позволит ребенку почувствовать, что перед ним взрослый, предъявляющий к нему определенные требования, но готовый поддержать его в процессе выполнения этих требований человек. Конечно, добиться детского доверия достаточно сложно, а потерять его очень легко. Поэтому нужно почувствовать и «поймать» именно тот баланс, когда ребенок готов тебе доверять,  уважая при этом. Для меня важно привить ученикам основные жизненные ценности, чтобы они стали самодостаточными, как личности. Знания, положенные на такую базу, дают фантастический результат.


Во всех школах в начале марта прошли дни открытых дверей. Родители очень серьезно подходят к выбору учебного заведения для своего ребенка. И, конечно же, стремятся определить малыша в элитную, специализированную школу. На самом деле стоит ли стремиться в элитные школы?

Здесь все очень  индивидуально. И в любом случае нужно исходить из интересов ребенка. Иногда, стремясь в элитную школу, родители пытаются удовлетворить свои амбиции. А следует обратить внимание на то, насколько ребенок готов справиться с высокой нагрузкой даже чисто физической. Поскольку в школах, где идет углубленное преподавание каких-то предметов, в гимназии и лицее программа иная. Больше уроков по количеству в неделю. Интенсивность этих уроков выше. Поэтому  нужно обращать внимание не только на то, насколько ребенок  развит интеллектуально на этом этапе, но и на то, насколько он физически крепок. В любом случае стоит исходить из интересов и возможностей ребенка.


В продолжение этой темы, что должен иметь в своем образовательном багаже ребенок, поступая в первый класс?

На самом деле это целый набор направлений. В одном направлении это определенная база, понятийная, дающая возможность усвоить программу первого класса. Грубо говоря, ребенок должен знать программу детского сада. В принципе детский сад способен подготовить детей к поступлению в первый класс. Они должны знать элементарные вещи, связанные с окружающим миром, с развитием речи, несложные математические понятия. Неподготовленный ребенок не будет успешен.

Второй момент – социальная адаптация будущего первоклассника. Ребенок попадает в детский коллектив, даже если это частная школа и в классе 5-6 учеников. Ему необходим опыт общения со сверстниками. Поскольку в процессе учебы подключается внимание (а оно рассеянное, если малыш впервые видит сверстников вокруг себя). Если детки в детский сад не ходили, родителям нужно подумать, в какое общество их вводить: театр, кружки по интересам. Чтобы они ощущали себя адекватно среди сверстников.

И третий момент – это психологическая подготовка ребенка.  Поскольку в школе учебная деятельность является основной, она в корне отличается от игровой деятельности.  Есть некоторые моменты, когда первокласснику приходится прилагать какие-то усилия для овладения, например, письмом. Это достаточно сложно. И психологически ребенок должен быть готов к тем требованиям, которые будут ему предъявлены. Естественно, эти требования разумные, они соответствуют возрасту, но они будут. Без  требований, БЕЗ ПРЕОДОЛЕНИЯ трудностей невозможно продвижение вперед.


Елена Юрьевна, скажите, каков сегодня уровень начального образования в Перми? Вы можете его оценить?

Я считаю, что начальное образование у нас находится на достаточно высоком уровне. Все дело в составляющих, которых множество. С одной стороны, безусловно, играет роль возраст детей. В этом возрасте в душе ребенка еще нет протеста.  Дети готовы воспринимать то, что ему дают. В  силу своих возрастных особенностей, они еще, безусловно,  доверяют взрослому.  А потому усвоение нового материала идет, быть может, быстрее и проще. А с другой стороны нас «поддерживают» отличные методические разработки, может быть более глубокие в предметной сфере.


У вас было 173 соперника. И победить среди стольких коллег, каждый из которых интересен чем-то своим, можно было, наверно, используя свой секрет. Он у Вас был?

Соперники действительно были очень интересные. Я надеюсь, что мы продолжим общение после конкурса. И на уроках, и на многих мероприятиях педагогов, которые участвовали в конкурсе, и во время  чисто человеческого общения с ними я для себя  почерпнула  очень много. Настолько творческие, настолько заинтересованные, преданные своему делу люди! Стремясь к победе, я, с  одной стороны старалась быть естественной. Делать все так, как я делаю это обычно. А с другой стороны пыталась все свои приемы, находки, умения сконцентрировать. Конечно, конкурсный урок отличается от обычного рабочего именно по степени насыщенности интересными моментами, находками. В  любом случае хотелось показать все, что я умею. При этом сложно было сделать так, чтобы не получилось вычурно.

Мне кажется, на уроках в младших классах, безусловно, должна присутствовать игровая ситуация. Причем, чем меньше возраст детей, тем чаще эта игровая ситуация вводится. Во-вторых, материал, который подбирается для изучения, обязательно должен быть понятен и знаком детям. Если  мы, допустим, говорим о движении, об изменении скорости, о том же масштабе, то это очень удобно представлять на той местности, где дети растут. Они, допустим, измеряют расстояние не какое-то нейтральное, которое представляют себе чисто теоретически, а от школы до дома, или от школы до театра, в который они ходят.  Когда материал взят из  жизни и понятен ребенку – ему интересней.


Елена Юрьевна, вы преподаете в школе 18 лет, а в конкурсе решили принять участие впервые. Почему?

В этом в хорошем смысле слова «виновата» школа, коллектив, который сподвигнул меня на участие в конкурсе. Школа не стоит на месте, школа развивается.  И чтобы чувствовать себя уверенной на том витке, на котором сегодня находится учебное заведение, необходимо развиваться самой.  В эту школу я пришла сразу после института. Я ее очень люблю. И мне конечно же, хочется соответствовать ее уровню.


Коллеги поддерживали Вас во время конкурса?

На протяжении всего конкурса чувствовалась поддержка коллег, и родителей, и детей. Приехав с одного мероприятия, я двадцать минут шла от главного входа школы до своего кабинета. Все, кто мне попадался навстречу, спрашивали, как дела, обнимали, расспрашивали, говорили, что они в меня верят. Это было очень приятно, позитивно.  Чувствовалась настолько мощная эмоциональная подпитка! Это тоже, безусловно, помогло.


Теперь можно сказать, что сбылись две ваши мечты. Вы не просто учитель, Вы лучший учитель. И мама вправе гордиться Вами.

Мама естественно, довольна моими успехами. Хотя на момент определения профессии родители говорили: подумай. Может, куда-то в другое место пойдешь поступать. Уж они-то точно знают, что учительский труд сложный. Отнимает много сил и времени, требует эмоциональной отдачи.  Впрочем, это было  мое решение, о котором я ни разу не пожалела.


А еще мечта есть?

Есть стремление учиться, развиваться дальше. Это главное. Остальное приложится.