Гости сайта в Апреле 2013

Роман Гадиатулин

победитель конкурса инновационных проектов «У.М.Н.И.К.» 2012 года

Тема интервью: «Изобретать стало модно»

Один из главных критериев для меня: результат работы должен быть полезен обществу, быть социально-значимым.

В победители конкурса «У.М.Н.И.К.» молодого пермского изобретателя вывела тема дополнительного образования. Предложенная его командой разработка называется «Супермаркет дополнительного образования». Роман работает над своим интеллектуальным алгоритмом подбора услуги дополнительного образования под профиль пользователя. Инновации Романа Гадиатулина заинтересовали министерство образования Пермского края, планируется внедрение сервиса в спортивных школах Перми. Победа в конкурсе «У.М.Н.И.К.» обеспечила команде Гадиатулина финансовую поддержку на год. По условиям конкурса каждый из победителей получает по 200 тысяч рублей для дальнейшей разработки и продвижения собственного проекта. У Романа есть перспектива получить финансовую поддержку еще на год.



Роман, этот конкурс позиционирует себя как состязание интеллектуалов, изобретателей…

В конкурсе «У.М.Н.И.К.» на самом деле участвует тот, кому есть, что сказать и что сделать. Это объединение инициативы и научных вещей. Собираются самые лучшие, самые достойные представители молодых предпринимателей. Приятно было оказаться одним из них.


Говорят, изобретательство – это стиль жизни.

Это своеобразный склад ума. Стремление к тому, чтобы постоянно совершенствовать себя и окружающий мир вокруг. Это, скорее, связано с подходами к работе, к самоорганизации, к рациональному использованию времени. Не могу сказать, что я сам очень самоорганизован. Но мне интересно повышать личную эффективность. Я читаю литературу и пытаюсь применить подходы, предлагаемые в ней, к себе в том же самом управлении временем.


Роман, почему именно дополнительное образование?

Мне по жизни приходится работать с образованием. В свое время я работал в школе. Теперь преподаю в университете. Дополнительное образование, оно на то и дополнительное, что по нему нет никаких жестких рамок. Можешь двигаться в любом направлении. Интересно было посмотреть, как люди выбирают хобби и дальше интегрируют его в ритм своей жизни. Я, кстати, сам лично столкнулся с такой проблемой. Задача оказалась нетривиальной: число критериев поиска было велико, а источники информации не структурированы. Прорабатывая тему, я пообщался и с другой стороной и выяснил, что с точки зрения тренера и педагога дополнительного образования есть проблема заявить о секции, набрать группы. Оказалось, обе стороны процесса заинтересованы в создании механизма, позволяющего обмениваться информацией. Потому и возникла тема «Супермаркет дополнительного образования»

Мы просто предложили инструмент, которым можно пользоваться. Есть площадка, на которой могут зарегистрироваться те, кто предлагают услуги, и написать о том, что они из себя представляют. Площадка – это модуль типа портала, размещенного в интернете. На сегодняшний день он действующий. Я уверен, что подобный гипермаркет услуг дополнительного образования нужен и потребителю и поставщику.


В чем изюминка вашего продукта?

Как участники не простого конкурса, а «У.М.Н.И.К.а», мы решили внедрить научные подходы внутри механизма поиска. Мы используем научный подход в подборе секции конкретному человеку конкретно под его интересы. Мы понимаем, какими характеристиками обладает заинтересованная сторона, и какими характеристиками обладает секция. На основании этого мы создаем некую модель.

Мы активно работаем со спортом. В спорте своя специфика. Дальше можно будет перейти на культуру и там будет еще больше нюансов.

В  городе сейчас действует карта школьника, по которой дети ходят и отмечают свое присутствие в учреждениях дополнительного образования. Понятно, что не всякая система сразу идеально работает. И сейчас мы работаем со спортом, чтобы предложить работать не с карточкой, а с нашей системой. Они получат учетную систему посещений, а мы сможем получить дополнительную интерактивную информацию обо всех изменениях, о составе групп, соревнованиях и так далее, как альтернативу жесткой карточной.


Победа в конкурсе «У.М.Н.И.К.» приносит материальные и моральные дивиденды. Чем интересен для вас был «победный» год?

Реализация проекта происходила как большое приключение длиною в год: проект собрал команду единомышленников, мы встречались с интересными людьми – энтузиастами своего дела, занимались изучением научного опыта по проблеме. Сегодня мы активно сотрудничаем с краевой системой электронных дневников и журналов «Образование 2.0» и министерством образования Пермского края. Одна из реализаций сервиса «Супермаркет дополнительного образования» включена в промышленную версию системы и проходит апробацию на ряде учреждений дополнительного образования. В настоящее время планируется внедрение сервиса в спортивных школах и комитете по физической культуре и спорту администрации Перми.

Те результаты, которые есть сейчас, – не глобальны. Хотя есть и материальная прибыль, пусть небольшая. Но перспектива есть и это как раз показатель того, что наша целевая аудитория готова к тому, чтобы пользоваться этим продуктом, дополнительные услуги приобретать.

Для себя лично я получил уникальный опыт научной, организаторской и предпринимательской деятельности. А одним из неожиданных итогов стало то, что используя сервис, я подобрал действительно подходящее увлечение для себя и сейчас активно тренируюсь и даже участвую в соревнованиях.


Можно сказать, что ваш проект успешно развивается и может рассчитывать на продление финансирования на следующий год.

Если получим финансирование, обязательно продолжим. Чем дольше мы работаем над проектом, тем лучше понимаем, что возможности развития нашей идеи практически не ограничены. Команде предстоит еще немалая работа по масштабированию и настройке базы знаний сервиса. Мы планируем проверить на практике работоспособность новых гипотез и алгоритмов поиска.


Участие в таком конкурсе помогает реализовывать идеи, дает толчок к дальнейшему творчеству?

Если бы я не участвовал в конкурсе «У.М.Н.И.К.», я, быть может, не так глубоко проработал бы эту тему. А тут есть некая ответственность – люди тебе доверяют, и подвести их нельзя. Это, конечно, стимулирует и в том плане, что ты смотришь, чем занимаются твои конкуренты, и понимаешь, что на месте никто не стоит и надо шевелиться, чтобы быть в «струе».


Насколько перспективно в наше время в Перми быть изобретательным человеком?

На самом деле, инновации сейчас – это очень модно. Этим занимаются многие. Для людей, которые обладают талантом и генерируют идеи, сейчас наступило очень хорошее время. Появилось много возможностей, чтобы претворить в жизнь задуманное. Понятно, что многие изобретатели могли бы продвигать свои идеи без поддержки. Но объективно есть определенные трудности, в том числе материальные.

Конкурсы на ранней стадии, на стадии «посевной» - очень хороший стимул. Можно сказать, что такие конкурсы позволяют делить идеи на те, которые достойны поддержки, и на все остальные. Подобная помощь очень важна.