Гости сайта в Августе 2013

Светлана Козырева

Директор Центра медико-психолого-социального сопровождения города Перми

Тема интервью: «Лучшая подготовка к садику и школе – много совместных положительных эмоций»

Скоро сотни пермских детей пойдут в детские сады и школы. Для многих из них это будет впервые. Директор Центра медико-психолого-социального сопровождения города Перми рассказала, что нужно и что не нужно делать перед поступлением в садик и школу, почему в Оксфорде к школе готовят с младенчества, и на каких занятиях в Центре дети восклицают «Просто волшебство!».



- Светлана Федоровна, приближается 1 сентября. Что сейчас могут сделать родители будущих «детсадовцев», чтобы адаптация к новой жизни прошла легко?

Подготовка детей должна начинаться задолго до поступления в сад.  Первая проблема, которая возникает у ребенка, - это режим дня. Стоит постараться укладывать и будить ребенка вовремя, тогда эта проблема его практически не коснется.
Но основная причина стресса в том, что из семейной обстановки ребенок попадает в социальную группу, где нужно найти «свое» место. В оставшееся до 1 сентября время невозможно подготовить его к этому, но можно создать максимум положительных моментов в общении с родителями. Тогда поступление в садик не будет восприниматься им как «наказание», «лишение» семейного общения. Лучше к минимуму свести обсуждение похода в садик. Страшно все, чего не знаешь, а раз он садик не знает, то слишком настойчивые разговоры могут вызвать страх. В первые дни лучше приходить в сад не с самого утра, когда другие ребята плачут из-за расставания с родителями, а вечером, когда они взахлеб рассказывают про прожитый день. Это даст новичку больше положительной информации.


- В среднем как долго ребята привыкают к садику?

Если ребенок был привязан к маме, не посещал школ развития, почти не общался со сверстниками, для него это будет трудно. Тут даже может понадобиться помощь психолога. А вообще, что значит привыкание? Даже если ребенок перестал плакать, он может затаить переживание внутри, чтобы не расстраивать маму. Поэтому важно заметить, говорит ли ребенок о садике в положительном ключе, есть ли у него желание идти туда после выходных. Да и хочет ли он уходить из сада вечером! (смеется)


- А что можно посоветовать тем пермякам, чьи дети нынче впервые пойдут в школу?

Некоторые родители следуют ошибочному мнению «скоро в школу, пусть нагуляется». Тогда дети ложатся поздно ночью, просыпаются к обеду. А потом им сложно рано утром встать и подготовиться к школе. В результате, у ребенка может возникнуть протест: хорошая школа, о которой так много рассказывали, становится неприятной обязанностью, он лишается свободы. Поэтому в последние дни перед школой нужно приводить режим дня в порядок. Еще одна ошибка родителей – они хотят, чтобы их чадо не оказалось хуже всех. И начинают заниматься с ним чтением, счетом, письмом. Пользы это не принесет, лучше опять же сделать последние дни лета полными совместных положительных эмоций.


- Есть ли общие рекомендации, когда именно нужно готовить ребенка к садику или школе?

Это, конечно, зависит от особенностей ребенка и настроя родителей. Но я вспоминаю пример из своей практики. Лет восемь назад я побывала в одном из семейных центров Оксфорда. И там ребенка 6 месяцев подготавливали… к школе. Маме показывали, как в игровой форме дать ребенку карандаш, как его правильно держать, какие песенки при этом надо петь. И под них ребенок должен был нарисовать палочки, заборчик, кружочки. В Оксфорде считается, что это формирует основы так называемой «письменной речи». Получается, подходы к детям в разных странах отличаются. Но главное правило – не переборщить. Мы в Центре общались с такими детьми, которые еще в садике ходят в школу развития, бассейн, а дома с учителем занимаются шахматами. Не возникает вопросов, откуда появились первые психологические проблемы! У них просто начинается перегруз и к 1 классу пропадает мотивация к учению, даже если есть способности.


- Расскажите подробнее о вашем Центре. С какими вопросами могут обратиться к вам пермские родители?

У нас очень интересное образовательное учреждение! Структурные подразделения есть в каждом районе города, в них работают специалисты  разного профиля. Это психологи, логопеды, дефектологи и социальные педагоги. Ценность нашего Центра в том, что мы работаем командой: с ребенком вместе могут заниматься логопед и психолог, а социальный педагог будет работать со всей семьей.
Наши специалисты работают с большой отдачей и вдохновением! Они постоянно учатся, привозят новые технологии. Буквально в прошлом году прижилась такая форма, как рисунок на воде. Это технология, основанная на турецкой философии Эбру. Смысл ее в том, что рисунок индивидуален, как каждый человек. Мы сами увидели эту технологию рисования и «наложили» ее на психологию. Для наших занятий нам из Турции прислали краски и ингредиенты, которые позволяют им не перемешиваться. Занятие проходит так: ребенок рисует на воде кисточкой-палочкой, а потом может приложить к воде бумагу и зафиксировать на ней свое творчество, вода при этом останется чистой. Дети говорят: «Просто волшебство!». Психолог наблюдает, какую краску выбрал ребенок, что нарисовал, помогает корректировать его нынешнее состояние. Для родителей это целый рассказ о состоянии их чада. И сам ребенок тоже что-то понимает в себе. 


- Какие изменения в детях и родителях за последние 5-10 лет вы отмечаете?

Это, конечно, проблемы, связанные с обилием агрессивной информации, проблемы конкуренции компьютера и общения со сверстниками… Но, тем не менее, в родителях произошли важные изменения: они стали более педагогически просвещенными. Раньше родители шли за советом к друзьям и пытались решить проблему самостоятельно, сейчас же чаще обращаются к специалистам и занимаются вопросом системно. 


- Напоследок, ваше пожелание пермским родителям перед началом учебного года.

Родителям хочется пожелать: не вспоминайте о том, что у вас есть ребенок, накануне 1 сентября! (смеется). Нужно просто понять: все, что вы делаете, нужно не для школы и детского сада. Это нужно для воспитания ребенка, для формирования его ощущения себя в этом мире. Ребенок должен чувствовать, что он часть этого общества. Тогда ему и родителям будет проще, и обращений к психологу будет меньше, и проблемы будут решаться быстрее. И детство будет счастливым!