Гости сайта в Сентябре 2013

Максим Поташев

Магистр игры «Что? Где? Когда?»

Тема интервью: «Пермь – колыбель замечательных игроков и эрудитов»

Магистр игры «Что? Где? Когда?» Максим Поташев побывал в Перми на выставке «Умный ребенок», которая пятый раз проводится при поддержке администрации города Перми и презентует услуги дополнительного образования. Оценив викторину «Самый умный пермячОК», магистр вручил призы победителям. Сайту www.gorodperm.ru Максим Поташев рассказал, чем ему известна Пермь и местные игроки, какие качества выпускников школ пригодятся им в будущей профессии, и почему некоторые карточные интеллектуальные игры входят в школьные программы нескольких стран.



- Максим, знаю, что вы в Перми впервые. Тем не менее, какое-то впечатление о городе уже сложилось?

Я прилетел буквально только что и сразу поехал на выставку «Умный ребенок», поэтому город еще посмотреть не успел. Однако с выставкой ознакомился. Она действительно интересная, я как отец двоих восьмилетних детей, наверное, почти все показал бы им.


- Чем вообще магистру игры «Что? Где? Когда?» и просто эрудиту известна Пермь прошлого и Пермь настоящего?

О Перми прошлого, об историческом прошлом Пермского края известно, в основном, из книг писателя Алексея Иванова. Я очень высоко ценю этого автора и считаю его одним из лучших современных писателей.
Что касается Перми настоящего, я знаю в основном то, что ваш город – колыбель замечательных игроков и эрудитов. С ними мне доводилось и играть вместе, и постоянно соревноваться в наших играх. Я бы сказал, что не так много в России городов, из которых вышло столько замечательных игроков. Для меня это основной показатель (улыбается).


- К слову, об игроках. В одном из интервью вы говорили, что есть московский и питерский стили игры в «Что? Где? Когда?». На ваш взгляд, к какому ближе игроки из Перми?

Знаете, тут получается интересная вещь. Многие игроки из Перми уезжают в Москву и Санкт-Петербург и наибольших успехов добиваются, играя как раз за команды этих городов. Поэтому получается, что стиль Перми представлен и там, и там.
А на что похож пермский стиль изначально? Думаю, что он достаточно самобытный и оригинальный. Вообще, здесь как нигде – и это большая заслуга Центра развития одаренности и его руководителя Павла Шевченко – много работают с детьми. Пермские команды на школьном, а потом и на студенческом уровне добиваются очень больших успехов. Возможно, в Перми сильнейшая в стране школа именно детских и юношеских игр «Что? Где? Когда?». Поэтому можно сказать, что особенность пермской школы именно в этом – в подготовке молодых кадров.


- Вы как человек, который преподавал в вузах и консультирует крупные компании, в чем видите задачу системы образования при подготовке кадров для различных отраслей? В Перми, например, сделан упор на знакомство учеников с практическим применением знаний. У нас развиваются школы с уникальными направлениями: IT-школа, техношкола, инженерная и спортивная школы, школа дизайна.

Прежде всего, могу предположить, что в Перми действительно в системе образования есть некое ноу-хау. Это просто видно по результатам: по тому, какие люди из нее выходят.
Что касается заказа как такового… Знаете, мой опыт показывает: самое главное, чему нужно учить детей с детства, – это учить учиться. Да, невозможно в рамках школьного и даже высшего образования подготовить человека ко всем вызовам жизни. Но важно, чтобы он был готов нестандартно мыслить, осваивать новую информацию и навыки. И делать это самостоятельно. А потом – реализовывать их в команде.


- А ваши дети играют в интеллектуальные игры?

Нет, пока им мало лет. Восемь - еще рановато, на мой взгляд. Думаю, года через четыре можно будет об этом задуматься. 


- На ваш взгляд, есть ли такая интеллектуальная игра, которую вы могли бы рекомендовать родителям и «гуманитариев», и «естественников»?

Знаете, важно, чтобы дети учились думать. В этом смысле все интеллектуальные игры полезны – и шахматы, и игры, которые я называю эвристическими, типа «Что? Где? Когда?».


- И даже карточные интеллектуальные игры?

Карточные игры, типа спортивного бриджа, весьма интеллектуальны. Кстати, во многих странах мира эта игра сейчас включена в школьную программу. Например, в Исландии, Польше, Франции, Голландии. Но она относится к числу игр, учить которым имеет смысл лет с 11-12-ти.
На мой взгляд, игры стоит разделять на индивидуальные (такие, как шахматы) и командные. Считаю, что коллективные игры полезнее для детей – они учат общаться, находить свои ролевые функции в сообществе. Поэтому я всю свою сознательную жизнь близок именно к таким играм.


- Напоследок – ваше пожелание пермским ребятам.

Мы сейчас провели первый этап игры, ради которой собственно я сюда приехал. Дети мне очень, очень понравились. Просто замечательные! И очень толковые. Для своего возраста просто супер! Поэтому пожелание – не «расплескать» это.

Жизнь сейчас такая насыщенная… Что у нас было лет 30 назад? Книги, телевизор. А сейчас есть интернет, который просто «засасывает», это я даже по своим детям вижу. И тысячи каналов в телевизоре вместо, условно говоря, прежних трех. Идет огромный поток информации, вокруг очень много возможностей, в результате, внимание распыляется. Поэтому становится не так просто сохранить тот «заряд», тот интеллектуальный потенциал, который в детях заложен. И мое основное пожелание – его сохранить.

 

 

Интервью подготовила Таисия Хаврова