Гости сайта в Апреле 2014

Роман Азманов

абсолютный победитель краевого конкурса «Учитель года-2014»

Тема интервью: «Для учителя главное - сломать стереотип внутри себя»

Учитель физкультуры пермской школы №2, один из самых молодых участников краевого конкурса «Учитель года» Роман Азманов рассказал gorodperm.ru, почему  он выбрал эту профессию,  решил участвовать в конкурсе, какой опыт передает своим воспитанниками, какие изменения отмечает в них, о каких проектах задумывается благодаря участию в конкурсе.



-Роман, в своей презентации на конкурсе вы отметили, что на выбор профессии повлиял личный пример мамы и встреча с тренером Тамарой Квасниковой. Чем занимается мама и что вас увлекло в работе вашего тренера?

Моя мама занималась раньше тем же видом спорта, что и я сейчас, - конькобежным. Она тренировалась с моим будущим тренером Тамарой Анатольевной Квасниковой в одной группе. Я учился тогда в школе №61, у меня был очень хороший учитель физкультуры Елена Федоровна Рычихина, она тоже повлияла на меня в выборе профессии.

Когда мы пришли к Тамаре Анатольевне на первую тренировку по конькобежному спорту, нас было 30 человек, после нее осталось 15, а через месяц - только я (улыбается). Тамара Анатольевна ставила перед учениками проблемные ситуации и помогала находить решение. Она через занятия спортом формировала в нас силу воли, стремление к цели. Главное – не только победа в соревнованиях, нужно достигать выполнения нормативов, получения статуса кандидат в мастера спорта и так далее. 


-Насколько я знаю, вы кандидат в мастера спорта.

Да, и пока еще действующий спортсмен. В этом году я съездил на российские соревнования, улучшил свой личный результат. Надеюсь, в будущем смогу достичь и мастера спорта.


- Вам в жизни интересно ставить цель, что-то преодолевать, побеждать?

Я считаю, что у любого человека есть такие качества. И у каждого ребенка есть свои способности. Главное - в какую среду ты попадешь и как сможешь реализовать себя и свой характер. Главный вывод, какой я сделал после участия в этом конкурсе, - да, цель и конечный результат важны, но не менее важен и сам процесс достижения  цели. Хоть в спортивных соревнованиях, хоть в конкурсе педагогического мастерства.


-Как вы приняли решение участвовать в конкурсе «Учитель года»?

Главным «катализатором» для меня стала директор школы №2, где я преподаю, Валентина Леонидовна Красносельских. Она замечает способности человека и желание двигаться вперед, умеет увлечь своей активностью весь коллектив. Во многом благодаря ей я принял решение участвовать в «Учителе года», за что я ей очень благодарен.


-Расскажите про конкурс. Какие у вас впечатления?...

Я очень соскучился по ученикам своей школы! (улыбается)


-А что вам показалось наиболее сложным или интересным в конкурсе?

Для меня на городском этапе конкурса самым сложным стало испытание «Беседа с детьми». Ведь я не классный руководитель, и на уроке физкультуры не так часто приходится беседовать, как например, на обществознании, истории. Мне было непросто, но эта ситуация позволила мне стать в чем-то сильнее, вырасти, и в результате мне очень понравилось беседовать с детьми. 


-А какие испытания оказались самыми запоминающимися на краевом этапе?

Самым сложным для меня стала «Открытая дискуссия». В этом испытании нужно уметь не только четко представить свою точку зрения, но и увидеть ее слабые стороны или аргументировано защитить сильные стороны.

Теперь на своих уроках я уже более системно ввожу понятие аргументации. Например, я задаю вопрос, каким способом получится пробежать быстрее всего. Раньше ученик мог ответить: ставя стопу с пятки на носок. А теперь его задача еще объяснить, почему это так: здесь свою роль играет и сопротивление ветра, и положение стопы и так далее. В результате не я даю детям открытое знание, мы вместе ищем ответы. 


-Вы можете наблюдать развитие ребят - как самых маленьких, так уже практически взрослых. На ваш взгляд, насколько они заинтересованы в здоровом образе жизни, насколько они понимают пользу занятий физкультурой и спортом?

Конечно, научно-технический прогресс не стоит на месте, и многие ребята проводят время или дома за компьютером, или если на улице, то тоже за каким-то гаджетом. Но на протяжении двух лет работы я отмечаю, что на спортивной площадке за школой все больше ребят, которые играют с мячом.

Тремя уроками физкультуры в неделю проблему гиподинамии не решить. Я считаю, что в этой ситуации задача учителя физкультуры - замотивировать детей, сформировать у них привычку здорового образа жизни, занятий спортом. А задача властей - обеспечить возможности для выбора в этой сфере.


-Вам на занятиях с детьми или в других ситуациях приходилось сталкиваться со стереотипным восприятием учительской профессии? И что вы делали?

Я думаю, что главное в такой ситуации - сломать стереотипы внутри себя. Если учитель сможет выйти за рамки своего предмета, показать то, чему конкретно он может научить детей, то это будет таким заделом, связью учителя и ученика, мотивацией на совместную деятельность.


-Напоследок - ваше пожелание юным пермякам и всем читателям сайта gorodperm.ru.

Я хочу пожелать, чтобы все  были открытыми людьми: не только к своим родным, друзьям, коллегам, но и к самим себе. Я хочу пожелать не бояться ставить перед собой цели и достигать их. Есть такая уральская поговорка - не живи чужим умом, свой потеряешь. Я думаю, это значит, что наша мысль, рождающая действия, - это один из главных источников нашей внутренней силы. Поэтому не надо бояться никаких сложных ситуаций, они учат и делают нас сильнее.

Ну и просто желаю всем здоровья, счастья, успехов в начинаниях и стремления к победам.

 

 

Интервью подготовила Таисия Хаврова