Гости сайта в Мае 2014

Рюрик Дерябин

Труженик тыла в годы Великой Отечественной войны

Тема интервью: «Все жили фронтом и только фронтом»

Рюрик Дерябин пришел работать на Мотовилихинские заводы в 15 лет, в военное время. Начал с помощника токаря и занимался изготовлением специальных инструментов, от правильной выделки которых зависело, попадет ли снаряд в цель. На заводе проработал 60 лет и «дослужился» до начальника цеха. Сейчас ветеран труда на пенсии. Рюрик Дерябин рассказал gorodperm.ru, какой была Пермь и ее жители в военное время, почему он не боялся отправки на фронт, и как жителям нашего города удавалось преодолевать выпадавшие на их долю трудности.



- Рюрик Михайлович, расскажите, как вы пришли на завод?

Я пришел работать на завод в 15 лет. Тогда на завод брали лет с 16-ти, а 15-летние - это исключение. Тогда ведь как было: мальчики и девочки учились в разных классах, а у нас было переполнение, и сделали один класс. Нас отправили в ремесленное училище, но я туда не пошел, а пошел сразу на завод. Сначала работал учеником токаря. А потом – на участке протяжек. Это такой специальный инструмент, от качества которого зависела правильная нарезка стволов пушек. Если неправильно нарезать ствол пушки, значит снаряд не попадет в цель. И в это время будут погибать наши солдаты.


- А как относились к таким как вы, молодым ребятам, старшие мастера и работники?

Ну, конечно, поблажки нам небольшие делали, берегли как-то. Отношение хорошее было. А после войны сразу отпуск дали. Я даже не представлял как так: не работать, утром на работу не идти, еще и деньги получить! А после войны, когда надо было в армию идти, нас - заводских - отправили в пионерский лагерь, откармливаться. Вот уж там раздолье было: нам сказали, что когда хотите, можете приходить в столовую и есть. И мы приходили, и нам накладывали все, что мы просили. Вот так заботились.


- Скажите, а были в военное время такие, кто отлынивал от работы?

Ну, таких я не знаю. Много мы тогда делали, в военное время новое осваивать начали, например, разновидности марок стали. Работали все честно. Все знали, что вот есть у тебя задание, и ты обязан его выполнить. Я когда в молодежной бригаде был, то у нас была одна из лучших бригад. В музее завода даже фотография есть. Все старались план перевыполнить. Тем более, что за перевыполнение плана давали «стахановский» паёк. Я, например, план перевыполнял, даже в цехе на доске почета был, это уже когда токарем стал. Это было хорошей подмогой семье: мама у меня получала 600 грамм хлеба, младшая сестренка - 400, а я сначала 700, а потом и 800 стал получать.

Голод во время войны в Перми был серьезный. Мы спасались тем, что высаживали у себя (мы жили в частном доме в Костарево) картошку, а для отца - табак. А картошка у нас обычно к зиме заканчивалась, поэтому весной мы собирали еловые и сосновые шишки, они кислые такие, а еще - молодые сосновые побеги. Ну, и за грибами, за ягодами ходили в сезон.

Трудно было, конечно, очень трудно. Смена длилась 12 часов, отпусков и выходных не было. А после смены нужно было еще курс молодого бойца пройти в 110 часов. На них нас учили стрелять, бегать. На Мотовилихинском пруду мы по-пластунски ползали. В общем, готовили нас к отправке на фронт.


- Страшно было, когда думали, что на фронт можете попасть?

Вот представьте себе, мы не верили, никто из нас не верил, что немец победит. Все знали: не победит! Да и пойти на фронт тогда считалось честью, никто от этого не бегал. И потом, когда после войны я в отпуске был, обратил внимание, что и у девчонок другое отношение было: если парень в армии не служил, значит это не парень. Так что страшно не было. Все жили фронтом и только фронтом. Но хоть и война была, запомнилась она не теми трудностями, а тем, что было хорошего тогда.


- А как праздники в городе тогда отмечали и отмечали ли вообще?

Праздники мы отмечали, Новый год, например. Ставили елку, украшали ее, игрушки только сами делали. Заворачивали в фантик хлеб, закрепляли чем-то вроде глины. Мы вот такое для младшей сестренки моей делали.

Раньше люди сплоченнее и дружнее были, даже двери в домах всегда открыты были. Помню, когда мы после войны с женой приехали в деревню, нас чуть не половина жителей встретить вышла, учителя пришли. Да, добрые люди в то время были. 


- А детям вы потом рассказывали про военное время?

У нас с женой детей не было, племянница была. Она спрашивала, конечно, рассказывал. Жена у меня была замечательная, мы с ней 60 лет вместе прожили. И, знаете, даже ни разу по-серьезному не поругались. Ну, иногда фыркнем друг на друга, она подойдет, поцелует меня, вот и все, разве я могу на нее сердиться? Она по профессии преподаватель была, отличник народного образования, вела историю, обществознание, а еще в прежние времена преподавала предмет «Конституция». Студенты очень не любили этот предмет. А вот ее ребята любили.


- А сейчас вы на большие праздники ходите, на 9 мая собираетесь?

В этот раз первый раз в жизни пропустил 1 мая! Спина подвела. Это после смерти жены все пошло кувырком: то ноги, то спина. Но очень надеюсь, что подлечу спину и пойду. Мои, заводские, меня поддерживают: и звонят, и помогают. Так что, надеюсь, все получится!


- Большое Вам спасибо за беседу и за ваш труд. С наступающим Днем Победы, здоровья вам и благополучия!

 

 

Интервью подготовила Таисия Хаврова