Гости сайта в Декабре 2014

Радик Губайдуллин

Начальник отдела Института ПрЭСТО

Тема интервью: «То, что для других городов инновация в образовании, для Перми - опыт 5-летней давности»

В декабре 2014 года в Перми открылось рекордное число детских садов - . У каждого из них своя «фишка» и направление развития. Gorodperm.ru встретился с одним из авторов новой модели дошкольного образования Перми Радиком Губайдуллиным. Старший преподаватель кафедры образовательных технологий ПГНИУ, начальник отдела Института ПрЭСТО в составе большой команды осуществляет нововведения в пермских детских садах. Он рассказал о занятиях по робототехнике для пермских дошколят и о повышении роли родителей в выборе образовательных программ.



- Радик Азгамович, сегодня в детских садах города дети рисуют на интерактивных столах, «переходят» дорогу с помощью киннект-аппаратуры, посещают необычные курсы... По каким принципам идут изменения в дошкольном образовании, и как в этом участвует ваша команда?

Наша команда – это кафедра образовательных технологий ПГНИУ и Институт ПрЭСТО – под руководством департамента образования администрации Перми занимается индивидуализацией образования и реализацией государственных стандартов нового поколения. Индивидуализация означает, что детей учат не одному и тому же, а каждого тому, что выбирает он сам вместе с семьей. Мы создаем образовательное пространство, многообразное с точки зрения выбора. Помните, как у Агнии Барто? «Драмкружок, кружок по фото»… Ребенку  предлагается множество возможностей научиться чему-либо, причем, их так много, что нужно именно выбирать что-то наиболее важное и интересное для себя.


- Получается, что в детских садах Перми в миниатюре создается модель современного общества с его огромным количеством возможностей для человека?

Верно. Мы создаем воспитанникам детских садов такую систему, в которой они учатся именно тому, что выбрали сами. Это дает наибольший образовательный эффект. Таково требование времени: обществу нужно больше людей, которые могут быстро принимать решения. А вырастить их можно из тех, кто с детства привык принимать различные решения, в том числе о своем обучении.


- Что именно изменилось для нынешних дошколят в содержании детсадовских программ по сравнению с их «коллегами» прошлых лет?

Если говорить о содержании обучения, мы идем по двум основным направлениям. Во-первых, мы активно внедряем детское техническое творчество. В сегодняшнем обществе есть большая потребность в представителях инженерной, конструкторской сферы. Кроме того, Пермь - крупный промышленный центр, у нас 5 предприятий с мировым именем. Поэтому техническая составляющая в обучении детей сегодня приобретает все больший вес. В Перми уже 15 детских садов занимаются обучением ребят робототехнике.


- А второе направление в обучении дошколят? Чему новому они еще учатся?

Наши дети живут в мегаполисе, им нужны компетенции, которые помогут им действовать в этой среде. Поэтому в содержательном плане мы ввели второе направление  - «маленький горожанин». Благодаря ему дети узнают об особенностях жизни в большом городе и получают необходимые для этого навыки. 


- Очевидно, что детский сад №265, новый корпус которого открылся в декабре, реализует именно это направление. Но изменилось не только то, чему учат, но и как учат в детском саду?

Мы стали внедрять в детских садах так называемые краткосрочные образовательные практики, набор которых ребенок с семьей определяет самостоятельно. Такие практики проводятся каждый день в течение очень небольшого промежутка времени, например, одной недели. Они обязательно нацелены на практический и понятный результат, вплоть до того, что ребенок за это время может научиться завязывать шнурки. И обязательное условие – избыточность, их должно быть гораздо больше, чем может освоить ребенок. Некоторые детсады Перми уже предлагают около 100 практик, и ребенок с родителями выбирают, какие именно он будет осваивать.


- Наверное, главное, не «переучить» ребенка, а учить «играючи».

Бывает, что в дошкольном образовании применяют именно формы начальной школы: занятия, уроки. Но не случайно говорят, что перед школой ребенок должен наиграться. Причем, это не должна быть игра в школу, это должны быть сюжетно-ролевые игры. В новой модели образования в детских садах мы делаем акцент на «геймификации». Речь идет не просто об игре, а об имитации компьютерной игры с уровнями, с достижениями. Уже давно зафиксировано, что люди хорошо обучаются, когда делают это на тренажере, с помощью компьютерной программы, а это, по сути, и есть игра.  


- Кстати, о компьютерах, в последнее время техническое и материальное оснащение детских садов такое, что и для взрослых многое оказывается в новинку.

Сегодня мы уделяем большое внимание тому, как организовано пространство вокруг ребенка в детском саду. В них выделяются «модули», в которых есть игрушки или технические средства для разных занятий, ребенку нужны только сверстники для начала игры. В детских садах должны быть смарт-доски, интерактивные столы, все необычное, чего у него нет дома. Должно быть так, что утром ребенок просыпается и с огромным желанием бежит в детский сад изучать это необычное, а вечером с удовольствием возвращается домой к привычной атмосфере. 


- Сфера образования в Перми занимает одну из самых больших статей бюджета, но пока такое, наверное, возможно далеко не в каждом детском саду.

У нас появилась одна идея – «мобильное образование». Группы детских садов, которые развивают какое-то направление, могут объединяться по материальным ресурсам, по кадрам и выезжать в другие детские сады с  занятиями. Например, у нас 15 детских садов занимаются робототехникой, они уже объединяют свои усилия и двигаются вперед в своем развитии. Детский сад №1, в котором есть большой надувной планетарий, может выезжать и проводить «космические путешествия» для ребят из других детских садов. Этот проект находится в стадии разработки.

Есть еще одна идея. В рамках микрорайона детские сады могут реализовывать целый комплекс краткосрочных практик и приезжать с ними друг к другу. И дети получат возможность осваивать какие-то занятия, даже если они не представлены в их саду.


- Суть новой модели понятна, с 2013 года она начала реализовываться в детских садах города. Что будет происходить дальше?

В 2015 году должны появиться механизмы, которые повысят роль родителей в определении программы развития детского сада. Она теперь становится обязательным документом, без которого садик не сможет получить лицензию. Уже сегодня родитель как представитель управляющего совета детского сада, как его председатель может влиять на образовательные программы, по которым учатся его дети. В дальнейшем опыт тех детских садов, которые участвуют в реализации новой модели, будет проанализирован, самые эффективные его части будут стандартизированы, тогда он сможет применяться в других садах города.


- А как выглядит Пермь в сфере внедрения современных форм обучения на фоне других городов России?

Я общаюсь с представителями других регионов, Москвы. Они признаются, что у них такого нет. Да и читая многие статьи по образованию, я вижу: то, что для каких-то городов инновация, для Перми - опыт 5-летней давности. У меня есть один показательный пример. Я знаком с семьей из Новосибирска. Мама ребенка призналась, что в нашей достаточно обычной школе процесс обучения ей нравится гораздо больше, чем в гимназии Новосибирска. А это, между прочим, академический город, почти столица Сибири.

 


- Вызывает гордость за наше образование. А что бы вы пожелали нашим родителям?

Да, у меня есть пожелание, причем, не просто родителям, а отцам. Я хочу сказать, что мы очень нужны нашим детям в их образовании, тем более в дошкольном. И не только в роли приводящего в детский сад, а в роли участника и организатора их игр. Но еще больше дети нужны нам – возраст от нуля до семи лет уникален. Матери понимают это от природы, а нам надо ценить это неповторимое счастье!

 

 

Интервью подготовила Таисия Хаврова