Гости сайта в Феврале 2015

Василий Астафьев

Герой Советского Союза

Тема интервью: «Надо уметь не падать духом»

Василию Астафьеву – 95 лет. Он прошел всю Великую Отечественную войну, участвовал во многих решающих сражениях. Сегодня регулярно встречается со школьниками, участвует в праздничных мероприятиях. В общении с Василием Астафьевым в первую очередь поражаешься удивительной яркости ума и ироничности, доброжелательности и обаянию. Сайту gorodperm.ru он рассказал о сложностях сражения, за которое получил звание Героя Советского Союза, о том, как пришлось вспомнить военные навыки уже в мирное время, и поделился тем, что ему нравится в современной Перми.



- Василий Михайлович, только что Вы провели «Урок мужества» для школьников. А как часто вы проводите такие беседы с учениками, и не устаете ли?

Я довольно часто вижусь с ребятами и ничуть не устаю. Мне, наоборот, радостно встречаться с детьми, с молодежью, рассказывать им о военном времени. На таких встречах я отдыхаю, подпитываюсь от них энергией.


- Знаю, что раньше Вы командовали областными военно-спортивными играми «Зарница» и «Орленок». А в курсе ли вы, что сейчас в школах возрождается сдача комплекса ГТО, как к этому относитесь?

Конечно, я считаю, что этот комплекс обязательно должен быть в школах. Человек с малых лет должен стараться быть здоровым, крепким. Я вот в армии прослужил 30 лет. И убедился: придет солдатик служить, сначала слабый, даже хиленький, а потом прослужит два-три года (тогда столько служили) и становится крепким. Настоящим мужчиной! Обязательно надо закалку проводить с малых лет. Я за это голосую обеими руками (улыбается).


- Вы отправились на войну, когда Вам было около 20 лет, верно?

Да, верно. Я ведь закончил педагогический рабочий факультет в 1938 году. И год проработал учителем. А когда война в Финляндии началась в 1939 году, нас – трех учителей - отправили на фронт. Знаете ли вы - тогда каски такие были, назывались «буденовки». И одному из нас в эту каску попала разрывная пуля, всю ее она в клочья разорвала, а голову не тронула. И когда война кончилась, и он увольнялся, то сказал: «Я ее повезу домой, покажу, как она меня спасла, благодаря чему я остался живой». 


- Как Вам удалось не сломаться, выдержать ритм военной жизни в таком молодом возрасте?

Да, тяжело это, тяжело… Но надо уметь это преодолеть, не падать духом, не быть «мокрой курицей» (смеется). Только так это возможно. Вот отвлекусь немного. Никогда не забуду мою первую учительницу. Она нам говорила: ребята, занимайтесь физкультурой и старайтесь соображать, как поступать в сложной ситуации. И я ее слова усвоил и на войне применял. К примеру, бежишь по полю, противник стреляет из пулемета. А ты ложишься так, чтобы он заметил эту точку, а сам перекатываешься в сторону. И он уже стреляет впустую. Так что надо знать, как действовать, и быстро ориентироваться в ситуации (улыбается).


- Вы участвовали в форсировании Днепра, в переломном сражении войны, за проявленное мужество получили звание Героя Советского Союза. Какие сложные моменты Вам вспоминаются?

Когда форсировали Днепр, я в чине заместителя командира саперного батальона,  сержант и разведчики сначала сделали вылазку на тот берег, определили место, где безопасно высаживаться. Доложили обстановку, и началась переправа. Ни дня, ни ночи отдыху в тот период не знали! Суток 8-10 длилась она. Сразу пехоту-матушку отправляли. Их обстреливали, много тогда народу погибло. Переплыли, стали организовывать плацдарм, немцы в атаку пошли. А нам для подкрепления пушки нужны были, и мы стали их переправлять. Я принял решение, что на одну лодку несколько пушек накатим. Но когда мы отплыли от берега, нас стало относить туда, где у фашистов была пулеметная точка. Лодку пробили, и пушка стала тонуть. Кто из нас остался живой, прыгаем в воду и за канат тянем пушку на плацдарм. И мы смогли ее достать. А ведь тогда пушки были, как говорится, на вес золота. В итоге плацдарм был закреплен. А после него пошло освобождение Украины, Киева.


- А остались ли у Вас боевые товарищи, общаетесь ли с ними?

Раньше я со многими своими товарищами переписывался: в Курской области, в Московской области. Меня года три назад нашел курсант из нашего училища, сейчас он в Чечне живет, мы много переписывались, теперь уже не пишет, может, уже нет в живых. Так что сейчас нет у меня уже связи с моими боевыми друзьями.


- Говорят, однажды Вам уже в мирное время пришлось вспомнить навыки сапера…

Да, был такой случай. В 1960-х годах в Перми около завода им. Свердлова начали стройку и нашли снаряды времен Первой мировой войны. Саперов вызвали, чтобы разминировали. Страшно, конечно, но все-таки справились. А жене я тогда сказал, что меня на учения вызвали в 4 утра. А то она перепугалась бы, если бы сказал, что снаряды иду принимать. А так привыкла, что у нас все время были сборы. Ладно, говорит, отвоюетесь и вернетесь домой (улыбается).


- А военные годы часто вспоминаете или только на встречах с молодежью?

Да, только на встречах со школьниками. Самому-то переживать все это еще раз не очень… Но есть желание рассказать о войне окружающим, детям, чтобы они понимали, что это было за время, что это значит для людей. Надо, чтобы все знали и помнили.


- Пермь, как и вся Россия, отмечает 70-летие Победы. Замечаете ли преображение города в последние годы?

Вообще Пермь очень сильно изменилась с того момента, как я сюда приехал (в 1960-х гг. – gorodperm.ru). Никакого сравнения нет! На улице Ленина были старенькие домики. А я до этого служил в Магнитогорске, там город новый, на тот момент красивые современные постройки везде были. А сюда приехал, думаю: «Куда же я попал?». А сейчас ведь прежнюю улицу Ленина и не угадаешь! Сейчас и строительства много нового. А так, город хорошеет, мне нравится (улыбается).

 

 

Интервью подготовила Таисия Хаврова.