Гости сайта в Марте 2015

Ольга Петикова

победитель городского конкурса «Учитель года - 2015» в номинации «Воспитатель»

Тема интервью: «Новинки пермского образования интересны многим коллегам из других городов»

Общение с Ольгой Петиковой подтверждает, что лучшими на конкурсе педагогов признают отнюдь не случайных людей. Со своими воспитанниками она ставит спектакли и занимается рисованием на воде Эбру, а на собеседованиях ее подопечные показывают прекрасную готовность к школе. С gorodperm.ru педагог поговорила о своей обучающей системе, похожей на астрологические стихии, рассказала, почему родители звонят ей за советом в сложных ситуациях, и поделилась отзывами иногородних коллег о пермской системе образования. Став лучшей среди 130 педагогов, заявившихся в этом году на городской конкурс, сегодня Ольга Петикова уже готовится к краевым состязаниям.



- Ольга Ивановна, знаю, что вы уже готовитесь к краевому конкурсу «Учитель года». Волнуетесь?

Волнения нет. Городской конкурс окончился, и сразу началась подготовка к краевому.  Страха уже нет, просто нужно преодолеть себя, ведь я человек по своей сути непубличный. У меня есть круг общения: мои дети и их родители, коллеги и семья.  Представляя свою систему на городском конкурсе, выступая на различных испытаниях, мне приходилось преодолевать мою непубличность.


- Кстати, о вашей воспитательной системе, вы представили ее в виде четырех стихий: воздух, вода, земля и огонь. В чем-то это напоминает астрологическую систему стихий.

Знаете, у меня стаж уже 20 лет, когда я начинала работать, было много эмоций. Постепенно появилась потребность заглядывать вглубь вещей, систематизировать опыт. На городской конкурс я шла при поддержке коллег, мы работали командой, когда появилась идея вот так объединить мои наработки, все поддержали. Ведь на конкурсе от нас ждут чего-то интересного, новых подходов к педагогической деятельности. Так что мою систему можно назвать слаженной картиной из уже имеющегося опыта. Все получилось естественно. Например, творчество, театральные постановки — это именно стихия воздуха; мои ценности – это основа, стихия земли.


- Как же вам удалось победить, представляя свою систему, раз вы непубличный человек?

Этого требовали испытания конкурса. В этом году среди них были и достаточно нестандартные. Например, на конкурсе «Парадоксы» нам предложили притчи и парадоксы, наша задача была - понять их, выделить из них идею, мудрость и перевести это в педагогическую плоскость, аргументировать. А на испытании «Блиц» нужно было за 30 минут высказать свое мнение по предложенной теме. В этом и было мое преодоление: здесь и сейчас озвучить и обосновать свои мысли, которые, возможно, в обычной деятельности не стала бы публично обосновывать, размышляла бы над ними долгое время.


- Вы говорите, что вас поддерживали коллеги. А дети, их родители? Расскажите о них.

Дети - прекрасные! И родители - прекрасные (улыбается). Мы сейчас очень скучаем друг по другу… Родители звонят мне каждый день: «Когда же вы вернетесь?». Наверное, я достигла того уровня в профессии, когда тебя ждут, в тебе нуждаются как в педагоге. Знаете, бывает, что родители звонят мне посоветоваться, как поступить в той или иной ситуации с ребенком. Ведь они признают, что какие-то стороны личности их детей я знаю лучше – они же со мной целый день проводят.


- Наверняка, дети, которые у вас занимаются, тоже очень активные. В вашем детском саду проводятся краткосрочные образовательные практики?

Да, проводятся. Мы идем тем путем, который рекомендует департамент образования: мы предлагаем детям и родителям выбрать из различных кратких курсов, причем, просим обозначить, чем именно интересен курс. Так ребята приучаются выстраивать свою образовательную стратегию, осознают понятие «выбор». Причем, мы предлагаем именно занятия, которые не идут в обычной деятельности: не просто аппликация, а торцевание, не обычное, а модульное оригами, рисование на воде в технике Эбру (древняя техника рисования на поверхности воды красками густой консистенции – прим. gorodperm.ru)


- Рисование на воде Эбру стало распространяться относительно недавно. Вы сами ведете курс?

Да, я проводила такие занятия для детей, они так «загорелись» им, что родители попросили и для них мастер-класс провести. Это очень интересная техника! А еще я проводила практику плетения кос. Девочки у меня все с длинными волосами, и такие занятия помогают им приучаться следить за своим видом, воспитывают в них основы вкуса.

Кроме того, я провожу дополнительные занятия с ребятами в театральном кружке. Мы выступаем и в детских садах нашего холдинга, и в интернате для слабослышащих ребят, и перед ветеранами нашего микрорайона. Театральные постановки у нас просто супер! Родители приходят и удивляются. Театральные сценарии для детсадовцев нелегко найти, поэтому я постоянно что-то придумываю сама. В кружке 24 человека (из моей и из второй подготовительной группы), каждому родителю хочется увидеть, как реализуется на сцене его ребенок. Поэтому, например, в Мухе-Цокотухе у нас появилась Русская ярмарка с большим количеством персонажей, чем в исходном произведении.


- У вас уже большие ребята, они сейчас готовятся к школе?

Да, и я хочу поделиться радостью. Многие из них уже подают документы в школу и по итогам собеседований показывают хорошую подготовленность: кругозор, готовность руки к письму, желание учиться в школе. Значит, эти 4 года я работала не зря: дети мотивированы на обучение, надеюсь, оно будет успешным.


- Когда все успеваете? Глядя на вас, вспоминаешь известную строчку «мне еще и петь охота».

Наверное, нет такого, что я отдельно «живу» и отдельно «работаю». Я живу и работаю одновременно, работа — это часть моей жизни. Моя семья уже привыкла. У нас есть свои традиции: осенью и зимой мы ходим на природу - на турслет и на Масленицу. И в этот момент моя семья со мной. У меня уже четвертый выпуск ребят, и мы настолько дружны, что моя семья знает всех моих ребят и родителей, и они также знают мою семью.

Дело, наверное, и в том, что я уже упомянула: с годами все больше хочется вникать вглубь вещей. Даже когда приезжают мои коллеги из других городов, я веду их не просто на прогулку, а, например, по «красной» и «зеленой» линиям в городе.


- А с иногородними коллегами вы говорите о пермской системе образования, что они отмечают как положительное в ней?

Действительно, есть уже даже определенное представление, что «Пермский край впереди планеты всей». Мои коллеги из Белгорода, Екатеринбурга, Челябинска отмечают, что многих новинок, которые внедряются у нас, пока нет в других городах. Даже педагоги из края признаются, что характерные для Перми инновации у них внедряются медленнее. Те педагоги, с которыми я общаюсь, всегда охотно берут ссылки в интернете, где уже размещен опыт работы по нашим направлениям, это их интересует. А то интересное, что вводится у них, и мы берем, делимся друг с другом опытом.


- А как воспринимают ваши коллеги саму Пермь?

Город им нравится. Город у нас разносторонний, много новинок, тот же Музей современного искусства, городские туристические маршруты. А когда я приезжала в Санкт-Петербург, то с гордостью рассказывала и про наш город. Пермь там знают, это приятно. Я вообще считаю, что надо уважительно относиться к тому месту, в котором живешь. Я приехала в Пермь в 1992 году, здесь у меня муж, дочка, этот город стал «моим», я уже считаю себя пермячкой. Когда я слышу, что у нас в чем-то плохо и из-за этого надо уезжать, я не люблю такие разговоры. Я думаю, что мы сами можем влиять на то, что происходит в нашем городе, просто для этого нужно изменить наше сознание и на это потребуется время.


- А что бы вы пожелали жителям Перми, возможно - отдельно родителям маленьких детей?

Может, прозвучит пафосно, но я хочу пожелать развивать в себе общечеловеческие ценности. Мне кажется, нам очень сейчас не хватает терпимости к другому мнению. Наше уважительное отношение к другой точке зрения, к старшему поколению будет перениматься и детьми, им легче будет социализироваться. Это и «мои» родители видят, я веду их 4 года и вижу, что за это время они тоже меняются. То, что я говорю и как говорю, влияет на них, в какие-то моменты я помогаю им обойтись лишний раз без спора с ребенком, помогаю им услышать друг друга, это все и есть наши человеческие ценности. Пусть люди их находят, делятся ими, и мир становится лучше.

 

 

Интервью подготовила Таисия Хаврова.