Гости сайта в Ноябре 2009

Лилия Николаевна Ширяева

заместитель главы администрации Перми по пространственному развитию

Тема интервью: Генеральный план Перми
Разработка Генерального плана идет строго по графику

Когда будет готов Генеральный план? Укладываются ли разработчики в график?

Все работы по подготовке Генерального плана Перми идут в графике. Мы рассчитываем, что главный градостроительный документ города будет разработан в установленные сроки. До конца года разработчики представят окончательную редакцию концепции Генерального плана (мастер-плана), базовые принципы которого послужат основой для создания Генерального плана. В марте 2010 года планируется подготовить проект Генплана, а летом - выйти с ним на публичные слушания. В конце ноября - начале декабря 2010 года Генеральный план будет вынесен на рассмотрение Пермской городской Думы.


Где можно ознакомиться с материалами Генплана?

Со всеми презентационными материалами каждый желающий может познакомиться на сайте www.genplanperm.ru. Там же можно оставить свои предложения и замечания. Кроме того, предложения можно направить в адрес архитектурно-планировочного управления  администрации города. Мы заинтересованы в самом широком обсуждении на всех стадиях разработки Генплана и учитываем в своей работе поступившие предложения и мысли.


Одна из основных идей мастер-плана — создание плотного урба¬низированного центра. Как при этом планируется развивать спальные районы (окраины) города?

Действительно, в процессе разработки мастер-плана сформированы несколько базовых направлений для дальнейшего развития города Перми. В частности, речь идет о создании компактного города. Компактный город - это эффективное использование застроенных территорий в рамках существующих границ города. Поэтому когда мы говорим о создании плотного урбанизированного центра, то, в первую очередь, имеем в виду освоение и реконструкцию существующей городской застройки. Например, снос ветхого и аварийного жилья и строительство новых, привлекательных для жителей Перми, объектов.


Второе, не менее важное направление - разработка новых принципов формирования городских кварталов. В их основе лежит идея периметральной застройки, то есть расположение зданий вдоль линий по всему периметру границ участка. Такой подход позво¬ляет разделить пространство на частную и публичную зоны и обеспечить приватность придомовой территории. Кроме того, подобные решения будут способствовать более рациональному использованию внутриквартальной инфраструктуры - это и организация наземных и подземных парковок, создание детских площадок, озеленение и многое другое. Планируется, что первым проектом, где будут реализованы новые принципы, станет застройка квартала на месте бывшей психиатрической клиники. Участок ограничен ул. Революции, Комсомольским проспектом и ул. Куйбышева.

Хотелось бы отметить, что выбран¬ный формат развития и реконструкции городских кварталов в равной степени применим как для центральных, так и для «спальных» районов города. С той лишь разницей, что в отдаленных районах Перми приоритет планируется отдать строительству мало- и среднеэтажного жилья. Также, в каждом микрорайоне должен быть свой «локальный» центр, способный обеспечить жителей близлежащих домов всеми социальными и бытовыми услугами. В то время как в центре Перми будут сконцентрированы общегородские и культурные ценности: театры, музеи, выставки и прочее.


Планируется ли изменение границ города Перми?

Изменение границ города Перми в настоящее время не планируется. Когда мы говорим о компактном городе, то подразумеваем сохранение границ существующей застройки.


Каким образом будет обеспечи¬ваться транспортная связанность всех районов? Где планируется строительство третьего моста через Каму?

На сегодняшний день в рамках мастер-плана разрабатывается транспортная стратегия, которая, в частности, призвана решить проблему обеспечения связи между районами, а также организовать быстро, безопасное и комфортное передвижение жителей Перми в пределах городской черты.


Новая стратегия предполагает создание комплекса мер по улучшению существующей транспортной ситуации в городе. Они будут направлены, прежде всего, на связанность улично-дорожной сети, повышение качества ее содержания и устранение мест возникновения заторов. Одним из ключевых моментов транспортной стратегии является строительство третьего моста через Каму. Возможные варианты его расположения обсуждались в рамках рабочего визита в Пермь представителей компаний Sistematicа и Poyry. В частности, на рассмотрение были предложены три варианта размещения моста: устье реки Данилихи - выход на развязку рядом с вокзалом Пермь II, район цирка - выход на улицы Уральскую и Крупскую и долина Мотовилихи - выход на улицы Славянова и 1905 года. Вариант размещения моста в устье реки Данилихи был назван наиболее перспективным с точки зрения удобства развязки, имеющейся дорожной связи с центром, наличием разветвленной маршрутной сетки общественного транспорта и близкого расположения к вокзалу Пермь II. Однако окончательное решение по этому вопросу не принято. Разработчикам предложено более подробно рассмотреть этот вариант размещения моста, а также проанализировать возможность строительства моста-дублера Коммунальному мосту.

Разработка транспортной схемы в конечном итоге должна способствовать улучшению дорожной ситуации в целом и доступности отдаленных от центра районов города.


Предполагает ли идея «плотного центра» активное строительство в исторической части города? Если да, то как будет соблюдаться баланс между новостройками и памятниками архитектуры?

Относительно этого вопроса у представителей архитектурного сообщества существуют как минимум два диаметрально противоположных мнения. Одни считают, что совмещение исторической и современной застройки недопустимо. Другие придерживаются мнения, что при грамотном подходе современное здание может прекрасно сочетаться с памятниками истории и архитектуры, и даже подчеркнуть их уникальность. Такие примеры сегодня можно наблюдать во многих европейских городах. В Перми, к сожалению, их не так много. Поэтому на сегодняшний день задача городских властей, архитектурного сообщества и Центра охраны памятников - найти этот баланс. Думаю, что именно такой подход в будущем вызовет одобрение как у большинства пермских строителей и архитекторов, так и у жителей нашего города.


Уплотнение застройки может при¬вести к усилению вредных воздействий на человека. За счет чего планируется снизить влияние негативных факторов городской среды на жителей?

Город так или иначе предполагает наличие выброса вредных веществ и определенное воздействие на человека. Вместе с тем, создание урбанизированного центра не означает отказ от зеленых насаждений и поддержания нормального экологического баланса. Более того, в мастер-плане именно развитию рекреационных зон уделяется особое внимание. В частности, в Перми планируется создать «зеленое кольцо» внутри города, очистить овраги и долины малых рек. Кроме того, уже сегодня проводится комплекс мероприятий по поддержанию и возобновлению лесных насаждений, по инициативе Главы города идет планомерная работа по развитию парков и скверов Перми. Камская долина по предложению разработчиков мастер-плана также должна стать рекреационной зоной, своеобразными «легкими» Перми.


Новое строительство в центре непременно создаст дополнительную транспортную нагрузку. Каким образом планируется решать проблему с парковками?

Это опять же вопрос транспортной стратегии. На сегодняшний день большинство парковок в Перми носит стихийный характер. Разработчики транспортной схемы предлагают выделить несколько зон в городской черте, которые будут различаться по степени обеспеченности автостоянками. Предлагается, часть парковок сделать бесплатными, но ограниченными по времени. То есть по истечении установленного срока автовладельцу необходимо будет покинуть занимаемое место. Данная система будет действовать только в дневные часы, в остальное время парковками в свободном режиме могут пользоваться жители близлежащих домов.
Что касается развития общественного транспорта, то здесь ставку планируется сделать на более интенсивное развитие трамвайной сети, а также на замену части городского транспорта автобусами, работающими на дизельном топливе, что позволит снизить уровень загрязнения окружающей среды.