Гости сайта в Апреле 2015

Владимир Суслов

Механик-водитель танка Т-34

Тема интервью: «У танка Т-34 есть настоящие боевые шрамы»

Владимир Григорьевич Суслов – подполковник запаса, который многие годы провел в работе с танком Т-34 времен Великой Отечественной войны. В годы службы в немецком городе Нойштрелиц, где располагалась советская танковая дивизия, он занимался техническим обслуживанием боевой машины, участвовавшей в настоящих сражениях, приближавших Великую Победу. Теперь подполковнику в отставке предстоит вновь прикоснуться к легенде, танку Т-34, который водруженным на специальную платформу возглавит колонну военной техники на торжественном прохождении войск в Перми 9 мая.

Сейчас его готовят к этому в цехах ОАО «Мотовилихинские заводы». 



- Владимир Григорьевич, расскажите о вашем опыте работы с танком, о ваших воспоминаниях.

После Великой Отечественной войны этот танк находился на территории города Нойштрелиц в Германии, на постаменте. С 1987 года я был закреплен за ним как механик-водитель на боевую готовность - то есть на снятие его с хранения и выход в запасной район. Вместе со мной за ним был закреплен еще один капитан, который являлся командиром танка. Мы охраняли этот танк, проводили его техобслуживание. К военной машине периодически подходил грузовой «Урал» с боеприсами, так что танк всегда был полностью подготовлен к бою. 


- В чем заключались ваши обязанности по обслуживанию танка?

Во-первых, каждую субботу мы его запускали, проверяли боеготовность танка. Осуществляли обслуживание по положенному регламенту: выполняли замену охлаждающих жидкостей и производили дозаправку. Делали все полностью, как и положено боевой технике, ведь он считался боевым танком, несмотря на то, что стоял на постаменте. 


- То есть этот танк находился в Германии на постаменте с 87-го года?

Нет, это я прибыл в Германию в 87-м году, но знаю, что на постамент танк был поставлен раньше, наверное, сразу после войны. Он заслужил это своими боевыми подвигами, раз его поставили на постамент, а не отправили на металлолом. Ведь он участвовал в знаковых сражениях Великой Отечественной войны. В нашей дивизии на постамент были водружены всего два танка в Нойштрелице. 


- А как же получилось, что вы вновь стали механиком танка, когда он прибыл в поселок Марковский Чайковского района?

В 1992-м году я покинул Германию, танк тогда оставался еще на месте, а в 1993-м, когда у нашей танковой дивизии появилась новая локация, он своим ходом зашел на платформу и был выгружен на станции. А после прошел 15 километров и встал в парк со всеми боевыми машинами. В этот год проходил этап разоружения обычных вооружений дивизии, приезжали делегации Испании, Италии, Франции, ну, и наши, естественно, были. Они посчитали Т-34 боевой единицей, отчего мы были вынуждены заклинить затворные рамы на стволах, чтобы они не считались как боевые единицы. И тогда мы решили поставить его на постамент. А в 1994-м году, когда городок открыли (прим.gorodperm.ru – поселок Марковский), его перегнали к тому месту, где он стоит сейчас. А потом уже кранами поставили на постамент.


- Когда вы его обслуживали, чувствовали ли что-то особенное, какой-то трепет от прикосновения к истории?

Конечно, абсолютно. Особенно, когда внутрь забирался, там будто дух боевой чувствовался. Было очень приятно и быть внутри, и заниматься его обслуживанием. Тем более, на нем есть настоящие боевые шрамы: на башне справа впереди есть вмятина, и сзади тоже, видимо, это осколочные «раны». 


- У танка на пушке имеется несколько звезд, это действительно боевые заслуги танка?

Конечно, это количество подбитых немецких танков. 


- А приходилось ли вам раньше участвовать в параде в Перми?

В Перми нет, ни разу не был на параде. В Ростове участвовал, а в Перми нет. Буду горд и рад этому событию.

 

 

Интервью подготовила Евгения Шимова