Гости сайта в Сентябре 2015

Константин Трофименко

Директор центра исследований транспортных проблем мегаполисов НИУ «Высшая школа экономики»

Тема интервью: «Улица – это не гараж»


Количество автомобилей неуклонно растет, это тенденция прослеживается как в России, так и в зарубежных странах, какие есть пути решения транспортных проблем в крупных городах?

Если говорить об организации движения, то это больше касается светофоров, знаков. Затрагивая тему организации парковок, правильнее говорить об управлении транспортным спросом, когда на достаточно маленькой, ограниченной улично-дорожной сети много автомобилей, и эти потоки нужно правильно перераспределять. И способов управления этим транспортным спросом достаточно много. Платные парковки – это, на мой взгляд, одна из самых первых появившихся мер и на данный момент самая популярная в мире.


Как ещё решают этот вопрос в зарубежных странах?

Способов управления транспортным спросом достаточно много. Одна из наиболее радикальных мер - это платный въезд в центр города. В городах Германии и Италии очень популярна такая мера, как ограничение по экологическому классу. Самая «продвинутая» идея реализована в Сингапуре, где плата зависит от загруженности улиц. То есть, когда на автомобиле выезжают в час пик, то платят достаточно большие деньги. Поэтому во время пробок автомобилист дважды думает, стоит ли выезжать на дороги. Кроме того, есть то, что уже было организовано в Перми, - ограничение по времени.

А дальше начинаются уже «драконовские» меры, которые часто распространены в городах Азии. Например, в Токио нельзя купить автомобиль, если нет справок о наличии как минимум двух парковочных мест: дома и на работе. В том же Сингапуре проводятся аукционы на право покупки автомобиля, и такое право может стоить в три раза дороже самого автомобиля. 


Какие задачи решает введение платных парковок, и почему это наиболее распространенный и эффективный метод управления транспортом?

При введении платных парковок главной задачей является с помощью тарифа обеспечить парковочными местами то количество автомобилей, которое может вместить в себя это пространство. Нет цели оставить пустыми парковочные места, но и быть переполненными они тоже не должны.

Главный эффект введения платных парковок заключается в том, чтобы сделать улицу именно улицей, по которой движется транспорта, а не гаражным хозяйством, как, например, это было в Москве, где парковаться могли в три ряда, а между ними с трудом пытался проехать транспорт.


Если говорить о нашей стране, то в каких города уже реализуется парковочная политике и в какой форме?

Стоит отметить, что мы находимся только в начале этого пути. Насколько я знаю, введением платных парковок сейчас занимаются в Москве, Казани, постепенно процесс начинается в Питере. В некоторых других городах возможно ограничение парковки на некоторых центральных улицах, но это скорее пока имиджевые вещи.


Насколько эффективно справляется со своими задачами платные парковки в Москве?

1 июня 2013 года в Москве была введена платная парковка в пределах Бульварного кольца. Всего в центре города оборудовано порядка 26 тысяч парковочных мест.  Проект уже показал положительные результаты. Например, скорость движения увеличилась на 9-10%. Исследования, в том числе зарубежные, показывают, что 20-25% трафика занимают автомобилисты, которые ищут парковку. Водители едут медленно, оглядываются по сторонам. И устранение этого фактора как раз увеличивает скорость движения транспорта. Кроме того, на 64% сократилось количество нарушений правил парковки, в 4 раза увеличилась оборачиваемость машиномест. Если раньше автомобиль в среднем занимал парковочное место в течение 6-8 часов, то сейчас не более 1,5 часов.


Как осуществляется контроль за правилами парковки и оплаты в Москве?

При осуществлении контроля стоит задача минимизировать участие человека. С этой целью в Москве работают мобильные комплексы фотовидеофиксации «Паркон», которые установлены на автомобилях. Они считывают номера автомобилей и передают информацию в центральную базу данных, где формируются списки нарушителей.


Наверняка, москвичи уже нашли способы не платить за парковку?

Действительно, такие примеры есть. Это нечитаемые номера, скрытие номеров различными способами. Решением таких проблем сейчас занимается Московская автодорожная инспекция, специалисты которой убирают такую «защиту» с номеров. Кроме того, сейчас в Москве работают современные системы фотовидеофиксации, которые могут идентифицировать плохо читаемые номера. Причем, отмечу интересный факт: как правило, скрыться от оплаты пытаются водители дорогих иномарок. Именно у них можно встретить закрытые номера. Владельцы автомобилей среднего сегмента, как правило, исправно платят за пользование парковкой. 


Посетив Пермь, скажите, насколько актуальной Вы считаете в нашем городе проблему с парковками в центре города?

В Перми определенные транспортные проблемы уже становятся заметными в связи с увеличением количества автомобилей, но они еще не «перевалили» за какую-то критическую точку, как например, в Москве. Поэтому принятие решений о парковочной политике необходимо уже сейчас и хорошо, что власти Перми занимаются этой проблемой, не дожидаясь той критической точки.


На основе имеющегося опыта, чтобы вы порекомендовали учесть при введении платных парковок в городе Перми?

В Перми вместе с развитием платных парковок считаю необходимым развивать парковки перехватывающие, недалеко от центра, где можно будет оставить свой автомобиль, пересесть на трамвай или автобус, приехать в центр, решить свои дела и вернуться обратно. Кроме того, необходимо развивать систему общественного транспорта. Без этого платные парковки будут работать, но менее эффективно.


За время своего пребывания в Перми успели ли Вы воспользоваться общественным транспортом?

Да, трамваями: они новые и весьма симпатичные! Стоит сказать, что похожие модели работают во многих городах и являются весьма комфортными.

 

 

Интервью подготовила Елена Лапаева