Гости сайта в Октябре 2015
Элизабет Бригхаус
Депутат Законодательного собрания графства Оксфордшир
Тема интервью: «Отношение к России в умах людей очень изменилось за последние 25 лет»
Элизабет Бригхаус - депутат Законодательного собрания графства Оксфордшир, ее также можно назвать родоначальницей большинства совместных проектов жителей Перми и Оксфорда. Сотрудничество с обществом инвалидов и организацией «Первый пермский хоспис», проекты в сфере защиты окружающей среды и развитие межкультурных коммуникаций – у истоков этих и других направлений работы стояла именно она. Приехав в Пермь в честь 20-летия установления побратимских связей, она отметила изменения города с момента ее последнего визита, рассказала о трансформации представлений англичан о жителях России и поделилась впечатлениями мужа, известного специалиста по школьному образованию Тима Бригхауса, от общения с пермскими педагогами и студентами.
Вы не первый раз приезжаете в Пермь. С момента последнего визита прошло достаточно большое количество времени.
Да, первый раз я была в Перми 25 лет назад. А последний раз – около 10 лет назад.
Пермь изменилась за это время?
О! Это совершенно другой город сегодня! Инфраструктура, здания, дороги – все эти составляющие городской жизни изменились в лучшую сторону. Понятно, что город живет и более благополучной экономической жизнью. Но есть и новые явления, которые продиктованы именно произошедшими изменениями, например, теперь и в Перми появились автомобильные пробки, сложно передвигаться по городу на машине (улыбается).
В первый приезд Пермь встретила вас довольно хмурым утром. Как встретил вас наш город в этот раз?
Верно, сначала Пермь показалась мне очень холодным городом, было очень темно в зимнее время. Но тогда жители города согрели нас своим душевным теплом. Многие пермяки стали моими лучшими друзьями, я до сих пор поддерживаю эти связи. Теплота человеческих отношений и наших встреч не сравнима ни с чем!
Расскажите, какие совместные с пермяками проекты вы считаете наиболее важными?
Мы никогда бы здесь не работали, если бы наши связи не начались с пермского общества инвалидов, от него пошло большинство наших проектов. Большая часть из них касалась развития некоммерческих организаций. Мы работали также по линии хосписа, по вопросам сохранения окружающей среды. Наше сотрудничество касалось взаимодействия с представителями СМИ и полиции. Сильным направлением было и сотрудничество с университетами, в частности, с классическим университетом. У нас был очень интересный проект по обучению детей с особыми потребностями, он был реализован совместно с педагогическим университетом.
В рамках совместных проектов состоялось множество визитов пермяков в Оксфорд и наоборот.
Какие результаты ваших проектов вы считаете наиболее значимыми?
Во-первых, это результаты работы по проектам, касающимся общества инвалидов и хосписа. Очень важно и то, что установленные связи продолжают реализовываться: идет большая совместная работа и взаимные поездки с обеих сторон. Это касается также и представителей культуры: музыкантов, танцоров, певцов.
Самый главный смысл наших побратимских связей состоит в том, что устанавливаются тесные дружеские связи между конкретными людьми. Мои соотечественники приобретают новый взгляд на то, что происходит в России. Я думаю, это же верно будет сказать и о пермяках.
Вы предварили мой вопрос. Я хотела узнать, были ли какие-то стереотипы среди ваших знакомых и как они изменились с развитием побратимских связей?
Да, конечно, 25 лет тому назад – буквально некоторое время спустя после того, как была разрушена берлинская стена – у нас было очень много стереотипов. Они были связаны с нашим впечатлением от коммунистического режима, а также от личности Горбачева. Мы считали его президентом, который проводит значимые реформы и является лидером именно в этом смысле. Мы совершенно не понимали тогда, что он является таковым, поскольку получает поддержку народа. В любом случае отношение к России в умах обычных людей очень изменилось за это время.
Мы сегодня действительно часто в Англии видим россиян, их можно встретить во многих районах Лондона. 25 лет назад мы вряд ли услышали бы русскую речь, а сейчас это обычное дело.
Какую цель вы ставили для себя в этот визит?
Первое, что мне удалось сделать – это привезти своего мужа, ведь он никогда не был здесь! (смеется) Я решила, что поскольку исполняется ровно 25 лет с момента моего первого визита в Пермь, ему нужно приехать сюда. Я переговорила с Бобом Прайсом, политическим лидером Оксфордского городского совета, и он согласился. Во время визита мой муж провел лекции в педагогическом университете и в библиотеке им. Горького. Прошли официальные и культурные мероприятия. В рамках приема мы встречались с генеральным консулом Великобритании в Екатеринбурге. Мне удалось встретится со всеми своими коллегами из хосписа и из общества инвалидов. Я думаю, что мы по широкому спектру вопросов продолжим нашу работу.
Вы заговорили об обществе инвалидов, не могу в связи с этим не задать один вопрос. Уже больше 15 лет администрация Перми проводит конкурс «Город – это мы». И многие некоммерческие организации, в том числе работающие с инвалидами, получают возможность реализовывать культурные, спортивные и другие проекты. Каков ваш экспертный взгляд на этот вопрос?
Мы в основном занимаемся вопросами социального обслуживания: это доступность работы, обучения и того обслуживания, которое необходимо. Мы не организуем какие-то проекты в сфере культуры или спорта. Но один из примеров, чем мы могли бы заниматься, это некоторые категории информационных услуг для инвалидов. Тогда мы четко прописываем, какого рода услуга нам нужна, выставляем требования и ждем соискателей, которые готовы им соответствовать. У вас наоборот – вы сначала рассматриваете идеи. Это другой, отличающийся процесс.
Я бы сказала, что у нас идет два параллельных процесса. С одной стороны есть органы социальной защиты, которые также запрашивают услуги на конкурсе, и есть подразделения, которые проводят конкурс идей и проектов
У нас настолько сокращены бюджеты местного самоуправления, что есть очень небольшие возможности действовать в этом направлении.
Интересно, а каковы главные впечатления вашего мужа от общения со студентами и педагогами города?
Да, его первая лекция была действительно с участием студентов, и он был под большим впечатлением, насколько живое было общение! Безусловно, как профессору Оксфорда в солидном возрасте, ему это было очень приятно (улыбается). А вторая лекция прошла для руководителей образовательных организаций и педагогов. Он обратил внимание на то, что организация школьного обучения в Перми иная, нежели в Оксфорде. На наш взгляд, в вашем городе больше выбора, много спецшкол и много специализаций. Любопытным фактом оказалось то, что у вас все школы имеют номер. А в Оксфорде все школы имеют какое-либо название. Часто школы называются именами великих людей, а одна из школ называется Оксфордские шпили.
А название может отражать специфику образовательной программы?
В Англии очень унифицирован стандарт образования. Но сейчас появляются школы с более свободной структурой программы, у них больше выбора. При этом все наши школы инспектируются по результатам тестов и экзаменов, которые проходят для учеников в 7, 11 и 16 лет. И если результаты тестов, например, по математике ниже стандартов, то школа автоматически попадает в число неблагополучных.
В России также есть государственный образовательный стандарт. Одновременно с этим для Перми характерно, что каждая школа ищет свою специфику, свое лицо. Сейчас они уделяют большое внимание созданию выбора для ученика. Цель этого – сформировать в нем умение определять свои способности и сделать осознанный выбор профессии.
Я думаю, это как раз один из основных посылов, которые мой муж старался передать вашим педагогам. Это та философия обучения, которой он привержен, и которой он посвятил множество работ. С пермскими педагогами Тим как раз говорил о тех приемах, инструментах, которые могли бы улучшить работу школ, чтобы ориентировать детей на их развитие.
Мне приятно слышать, что мы идем в одном направлении. Хочу пожелать, чтобы и это направление побратимских связей развивалось успешно. А каким вы видите дальнейшее сотрудничество наших городов?
Я думаю, что нужно, безусловно, продолжать работу по линии хосписа и проектов для людей с ограниченными возможностями здоровья, и по другим проектам. Городские власти Оксфорда рассматривают сотрудничество с руководством Перми как перспективное.
Интервью подготовила Таисия Хаврова.