Гости сайта в Июле 2010

Наталья Нечаева

Президент Пермского представительства РАСО (Российская Ассоциация по связям с общественностью)

Тема интервью: «О создании положительного имиджа города»


Наталья Геннадьевна, 28 июля официально считается «Днем специалиста по связям с общественностью». Считаете ли Вы PR настоящей или, если можно так сказать, полноценной профессией?

Да, конечно. Хотя наша профессия зарегистрирована только 7 лет назад, но очевидно, что она широко востребована. Пока самые именитые и высокооплачиваемые специалисты работают в столичных городах, но в последнее время активное развитие идет и в регионах.


Известно, что Вы занимаетесь проектами продвижения территорий, городов края. В частности, у Вас есть опыт работы с Соликамском. Как Вы считаете, вообще нужен ли городам имидж, например, за рубежом? Какой эффект это приносит?

Эта тема уже давным-давно разработана за рубежом. К нам недавно приезжали специалисты Европейского института PR из Парижа, в основном речь шла именно о территориальном брендинге. Они приводили в пример кейсы продвижения городов в 70-80-90-е годы. В то время в России никто вообще не задумывался о каком-либо продвижении...
Но так как Россия развивается очень энергично, и мы постоянно ориентируемся на передовой опыт, то, естественно, тема продвижения городов, регионов быстро стала актуальной и над ней сейчас работают очень многие российские специалисты по связям с общественностью.

Для чего это нужно? Города конкурируют между собой также, как товары и услуги на рынке. Они борются за своих «клиентов» - население, которое выбирает где жить и работать, инвесторов, вкладывающих средства в развитие, интеллектуальные ресурсы, способствующие развитию территорий. А в целом города и территории отстаивают с помощью имиджа свое будущее. Буквально - быть им или не быть известными, развитыми, богатыми, красивыми, удобными для жизни, наполненными улыбками взрослых и голосами детей...

Мне эта тема нравится, нравятся масштабные результаты, прямо влияющие на жизнь большого количества людей. В Соликамске я нашла единомышленников, которым хочется того же. Именно поэтому они заинтересованы в формировании имиджа своего города. Когда больше двух лет назад я представляла на круглом столе коммуникационную программу продвижения этого города, это вызвало весьма негативную реакцию. Но сейчас можно уверенно говорить о результатах, превзошедших все ожидания. Они, прежде всего, в том, что жители стали относиться к своему городу по-другому, с любовью. Люди поверили в то, что в этом городе можно жить и у него есть хорошее будущее. Цифры и факты экономического и социального роста города, повышение туристического потока убеждают в необходимости территориального брендинга.

Что касается Перми, то здесь изменения еще значительнее. Если раньше люди уезжали в Москву, то теперь многие возвращаются, потому что видят здесь перспективы личностного и профессионального роста за счет коренного изменения среды. Реставрируются улицы, парки, скверы, появляются заметные элементы, например, целая аллея оригинальных скульптур на Компросе. Город преображается - и это видно и пермякам, и гостям.

А вот задача внешнего позиционирования, на мой взгляд, решается недостаточно. К примеру, наше агентство провело два пресс-тура для федеральных СМИ и каждой группе журналистов показывала знаковые наши достопримечательности - галерею с деревянными богами, ту же аллею со скульптурами на Комсомольском проспекте. Удивительно, но про Пермь эти, в общем-то информированные люди, знают очень мало. Вот почему стратегическая задача сейчас - грамотное позиционирование города на федеральном уровне. Тем более, что интерес к нашему городу повышен, федеральные и иностранные журналисты часто «берут на вооружение Пермь», и, когда мы присылаем какие-то интересные материалы, с удовольствием публикуют их.


Какие бы способы, помимо вышеназванных, Вы применили для создания позитивного имиджа территории?

Мне кажется, нужна структурированная программа. Нужны месседжи, масштабные проекты. Но самое главное - роль каждого из нас, жителей. Громко говорить о любви к своему городу, гордиться им - значит, уважать себя. Это касается и горожан, и СМИ. У нас же произошел определенный сдвиг в сторону отрицательных вещей, очернения и критики любых, в том числе и здравых начинаний.

Например, некоторые мои знакомые скептически отнеслись к нашему проекту «Пермь больше, чем Париж». А он в этом году выиграл грант в городском конкурсе социально-значимых проектов и вполне успешно реализуется. Сейчас мы планируем собрать круглый стол с французскими коллегами, поверьте, у них огромный интерес к нашему городу, к его богатой истории, к планам развития! Не могу сказать того же о наших средствах массовой информации, во многих из которых позитивную информацию о таких проектах можно разместить только на коммерческой основе.

Все хорошее - за деньги, живой же интерес только к пожарам, ограблениям, преступлениям и всему подобному.

При этом отмечу, что у нас целый ряд крупных предприятий, организаций, бизнес-структур имеют специальные имиджевые, созидательные программы. Хотелось бы, чтобы в этот процесс включались и другие, создавая позитивный настрой в своих коллективах.


Кроме денег, что побуждает вас работать?

Деньги - далеко не основная мотивация. Главное, чтобы процесс и результат вызвали удовольствие. Я считаю, если человек искренне верит в то, чем он занимается и получает созидательные результаты - он живет не напрасно.


Ваши пожелания жителям Перми.

У нас замечательный город. Любите, украшайте и изменяйте его к лучшему. Тогда и он ответит взаимностью. А своих коллег поздравляю с наступающим профессиональным праздником!