Гости сайта в Октябре 2010

Павел Анатольевич Печенкин

президент фестиваля документального кино «Флаэртиана»

Тема интервью: «Документальное кино »


Павел, Анатольевич, фестиваль «Флаэртиана» международный. Расскажите про географию фестиваля?

В этом году 26 стран-участников, но это не принципиальный вопрос совсем, это не важно. Важно говорить о смысле. Зачем и сколько это стоит? Выгодное ли это вложение бюджетных денег?


И на сколько это выгодно?

Я считаю, что это очень выгодно, что это очень перспективно, что это единственная форточка, которая открывает мир завтрашнего дня.

И это не зарабатывание денег. Моя принципиальная позиция - в то время, когда зарабатывать уже многие умеют, надо научиться правильно тратить деньги.


Кто поддерживает ваш фестиваль?

Поддерживает фестиваль, прежде всего Правительство Пермского края, городские власти, федеральное правительство, Евросоюз, Организация Объединенных наций. Плюс волонтеры, плюс спонсоры, которые предоставляют нам свои услуги. Нам многие помогают.


Какие цели стоят перед фестивалем?

Основные цели заложены в проектах «ВУЗ-Флаэртиана» и «Флаэртиана on-line»: через умение вести диалог - к развитию человеческого потенциала региона, повышению гражданской и общественной активности, привлечение внимания молодежи к проблемам современности, это самое главное.

Документальное кино - это не развлечение, не голливудский и не коммерческий проект, это проект в котором есть смыслы, которые нужно понять, погрузившись внутрь, посмотрев документальное кино один, два, три раза и обсудив его.

Самая высшая похвала фестивалю была совершенно случайно услышана мной на одном из обсуждений на «ВУЗ-Флаэртиане». Ребята, посмотрев, может быть, первый раз в жизни документальное кино, начали истово на эту тему дискутировать друг с другом. А потом отметили недоуменно, почему в университете, где они учатся, учебный процесс не толкает к обсуждению важных вопросов? И между собой молодежь тоже об этом не говорит: девчонки говорят про мальчишек, мальчишки про девчонок. А социально важные темы никто не поднимает. А раз не говорят, значит, они выпадают из жизни, значит, они не развиты, а мы не готовы к их решению.

Документальное кино просто необходимо - это как раз то, что подталкивает к дискуссии. И для студентов особенно. Преподаватели высших школ говорят: «Мы хотим научиться обсуждать это». Мало того, уже приходит понимание и к учителям школ. И вот уже 3-го ноября мы начинаем семинары для преподавателей. То есть для них фестиваль продолжается. Я надеюсь, что так будет целый год - до 11-го фестиваля.


Какие зрители приходят на Ваш фестиваль?

Вчера один человек мне сказал: «Я проходил мимо «Премьера», возле толпился какой-то народ - молодые люди между собой общаются, умные слова говорят. Зашел на «Флаэртиану». Был фильм англичанина Марка Айзенса. Когда фильм закончился, часть зрителей ушла, а часть осталась задавать вопросы автору. И вдруг кто-то начинает задавать вопросы по-английски, потом оказалось, что все те, которые остались, они говорят на английском языке. И диалог продолжился на английском языке. Для меня это был просто шок».
Ответ или нет?


То есть это «сливки молодежи»?

Конечно, это люди, которые говорят на английском языке с английским режиссером про его документальный фильм.

 


Фестиваль способен сам воспитать такого зрителя?

Этим занимаемся постоянно. Мы вошли в университеты, мы вошли в школы. Уже нет ни у кого вопросов, что такое «Флаэртиана». Сейчас уже в кайф работать.


Есть ли в Перми режиссеры, которые способны делать хорошее, документальное кино?

Безусловно, есть. Режиссеры мирового уровня, которые воспитаны здесь, в Перми. Я надеюсь, что вырастут другие. Надо создать школу. Я попытаюсь это сделать. Сейчас в институте культуры у меня молодые ребята на третьем курсе, но им еще расти и расти.


А есть ли пермская школа?

Школа при киностудии «Новый курс». Она построена по принципу средневековых мастерских: приходит туда молодой человек, говорит, хочу заниматься кино, ему говорят - занимайся. И вот он бегает в ассистентах пару лет. А тут есть замечательная библиотека, замечательная видеотека и хорошее кино. Он попадает в тот суп, в котором, должен вариться. И если у него выстроено целеполагание, то ему только помогать надо, и из него вырастет режиссер.


Что вы пожелаете пермякам?

В условиях высокой конкуренции, образования мало. Если ты не смотришь хорошее кино, не читаешь хорошие книги - это симптом, что ты отстал. Нужно, чтобы люди читали умные книги, смотрели умное кино. В любом случае это приведет к успеху. Самообразование - самое главное.