Гости сайта в Ноябре 2010

Маргарита Михайловна Буторина

Педагог, мама троих детей

Тема интервью: «Ко Дню матери»

Маргарита Михайловна руководитит творческим фольклорным проектом «Русская изба» в «Центре развития ребенка - детском саду №411».
Благодаря этому проекту она создала интересную воспитательную систему. Проводит много экскурсий для школьников и занятий с детьми дошкольного возраста, практических занятий для педагогов, студентов, даёт мастер-классы. Маргарита Буторина - победительница городского конкурса «Женщины Перми» в номинации «Хранительница семейного очага». 



Маргарина Михайловна, расскажите о своей работе.

Я работала в детском саду музыкальным работником, потом организовала музей «Русская изба», сейчас являюсь его руководителем. Музею уже 14 лет. Вещи в музее уникальные, всем им уже больше ста лет. Я вывезла их из Октябрьского района, с родины мужа. Есть удивительные экспонаты - царская рубаха Николая II, кольчуга бойца Мотовилихинского завода.

Дети занимаются здесь с трех лет. Наш музей развивающий - предметы разрешается трогать, костюмы одевать, на балалайке играть, на трещотке стучать. Дети, например, проверяют, что тяжелее - подкова или чугунок? Восприятие идет через тактильные ощущения. Поэтому в нашем музее мы не просто смотрим. Самые беспокойные возбудимые дети здесь замолкают, слушают как завороженные. Здесь им хорошо, комфортно, потому что все окружающие вещи сделаны вручную из натуральных материалов и, что называется, «для себя». То, что сделано руками и с любовью имеет благоприятное влияние - хоть на взрослого, хоть на ребенка.

Мы приглашаем гостей, то был, например, актер Валерий Золотухин. Есть тетрадь отзывов, ее начала Людмила Анатольевна Гаджиева, когда она приходила к нам, была удивлена и ей тоже все очень понравилось.




 


А Вам кто-то помогает собирать экспонаты?

Конечно, родители несут, воспитатели, знакомые, друзья, студенты. У нас более 600 экспонатов. Фотографии из моего личного архива, старинная утварь. Кукол пошили родители вместе с воспитателями. Вся изба разделена на зоны - горница, сени, красный уголок. А детям очень хорошо, интересно. Где они еще увидят что-нибудь подобное?


Маргарита Михайловна, вы давно работаете с детьми, скажите, что самое важное, в работе с детьми дошкольного возраста?

Да, я уже 40 лет работаю и давно убедилась, что все начинается с детства, личность закладывается в детстве. Чем раньше дети получат знания о народной культуре, тем на дольше это у них останется в памяти. Все яркое, красивое очень хорошо запоминается в этот период. Мы все родом из детства. Чтобы научить ребенка, привить родную культуру, патриотизм, о котором мы много последнее время говорим, дети, как говорится, «с молоком матери» должны это получить. Их не надо заставлять, они бегут сюда. Мы играем в игры, поем колыбельные, говорим о народных праздниках - Рождество, Колядки, Троица.


Скажите как педагог, какие проблемы вы видите сейчас в образовании детей?

Не нами заведено и не от нас зависит, но все больше распространяется компьютеризация. Дети слишком много сидят перед телевизорами и компьютером и это пагубно сказывается. Мы не можем отказаться от современных технологий, просто родителям надо больше уделять внимания детям. Да, все заняты, но если родители мало общаются с детьми, то, конечно, они привыкают жить каждый сам по себе как чужие люди. Не зря раньше жили все поколения вместе: тут и дедушка с бабушкой живут, тут и мама с папой, тут и дети. Они все рядом, все вместе. Дети тогда вырастают и физически и духовно более сильными. Несмотря ни на что, надо находить больше времени для общения с детьми. По возможности брать ребенка с собой в поездки, походы - все вместе и душа на месте.


Какие цели воспитания, на Ваш взгляд, должны стоять перед педагогам, а какие – перед семьей?

Основная движущая сила - это семья. Ребенок в детском саду бывает временно, мы только приложение. Все, что должно быть заложено в ребенка, закладывается в семье, педагог только додает, оформляет. И никакое «золотое», самое продвинутое образовательное учреждение не восполнит пробелы родительского воспитания. Мы можем только помочь. В нашем детском саду, например, и зимний сад, и логопед, и психолог, и бассейн, и компьютерный класс, и «Русская изба» - это настоящее подспорье для родителей. Дошкольный возраст - очень благодатное время. Мы думаем, что они маленькие, а они все-все схватывают, и надо только успевать вкладывать. Воспитывай, пока поперек лавки лежит.


На что бы Вы пожелали родителям обратить внимание?

Надо знать и помнить свою историю и корни. Нельзя жить без веры и памяти. У нас детки изучают свои родословные, рисуют генеалогическое древо, спрашивают о своих предках родителей. И те, в свою очередь, вспоминают родственников, семейные традиции. Потом все отразится на всей семье. Когда человек знает и ценит свою культуру, другие тоже будут уважать его и его культуру, обычаи.