История общественного транспорта в Перми
Внутригородские перевозки осуществляются автобусами, трамваями, троллейбусами, маршрутными такси. Общественный транспорт появился в Перми в 1926 году, когда было открыто автобусное сообщение между Мотовилихой и центром города.
7 ноября 1929 года было открыто движение трамваев. Первая трамвайная линия начиналась в районе нынешней площади Восстания, пересекала реку Егошиха по старому мосту и проходила по улице Ленина до пересечения с улицей Куйбышева. Первый трамвайный парк находился в Разгуляе. В 1930 году линию от улицы Куйбышева продлили до железнодорожного вокзала станции Пермь-II.
В 1960 году было открыто движение троллейбусов. Первая линия проходила от речного вокзала по Комсомольскому проспекту до Комсомольской площади.
Как начинался автомобильный транспорт в Перми
Первый автомобиль появился в Перми в конце сентября 1900 года. Тогда он еще не составлял конкуренции перевозчикам, велосипедистам и прочим средствам передвижения. Это был четырехколесный экипаж с двумя сиденьями и керосиновым двигателем. Шофер сидел на «облучке», а кабины просто не было. Это чудо тогдашней технической мысли нещадно грохотало, ошеломляя пермяков. Один из них - солдат-инвалид, служащий Сибирской заставы - так испугался, что не успел вовремя поднять шлагбаум. Шофера сбило, а машина проехала целый квартал и влетела в ворота трактира. Хозяйкой первого авто была женщина, и звали ее Анна Степановна Любимова.
Потом автомобиль исчез с улиц города и появился вновь только в 1907 году.
Транспортные и коммунальные нужды города в 1900 году обслуживали 438 ломовых извозчиков, 604 лихача, 49 водовозов. Для первых механических средств передвижения («велосипедов, мотоциклов и прочих самодвижущихся экипажей») в 1909 году городская управа разработала «Первые специальные правила», устанавливавшие предельный лимит скорости передвижения - 12 км/час.
В июне 1919 года в городе создается артель извозчиков с численностью 500 лошадей. Тогда же в Перми был налажен ремонт автомобилей иностранного производства. В 1923 году в помощь конному извозу при Пермском городском коммунальном тресте была организована колонна из четырех грузовых и двух легковых автомобилей следующих марок: «Паккард», «Горфорд», «Оверланд», «Бразье», «СПА», восстановленных рабочими авторемонтного завода.
9 мая 1926 года можно считать днем рождения Пермского автобусного движения. В этот день от станции «Пермь-2» до Разгуляя и обратно начали курсировать первые две машины с пассажирами: 23-местный «Паккард» и 9-местный «Бразье». Вскоре число машин увеличилось до пяти единиц, а маршрут был продлен до Мотовилихи. В 1928 году открылась еще одна автобусная линия - от улицы Тимирязева до района реки Данилиха. Два отечественных автобуса - «ЯЗ» и два «Фиата» - соединили район Слободки с Черным рынком (на месте Пермского государственного политехнического университета).
50-е и 60-е годы - это время интенсивного развития автотранспорта общего пользования, укрупнения автохозяйств. Современный виток развития автомобильного транспорта в Перми начался в 90-е годы.
История трамваев
Итак, трамваи в Перми пошли 7 ноября 1929 года. Задумки пустить трамвай были еще до революции. И не просто задумки. Был составлен подробный проект постройки: проработаны трассы линий, размещение депо, подстанций и даже проживание персонала. Смету строительства можно посмотреть в городском архиве. К 1916 году было готово здание трамвайного парка, дом управляющего, мост через речку Иву в Мотовилихе, куда должна была быть проложена первая линия. Если верить некоторым источникам, то даже успели заказать 20 трамвайных вагонов. Однако дальнейшему строительству помешала Первая Мировая.
В 20-е годы проводились эксперименты с паровым омнибусом, а в 1926 году по будущей первой линии пермского трамвая был пущен автобус (1-го маршута, естественно). Как только появилась возможность, строительство было возобновлено. В 1929 году трамвайная линия из Мотовилихи, через Разгуляй (где был трамвайный парк) по улице Ленина до перекрестка с Красноуфимской (теперь - Куйбышева) была построена. В Мотовилихе, на Красной площади, сделано трамвайное кольцо, которое существует и поныне ("Сад Свердлова"). По линии пошли вагоны "Ф", б/у из Москвы(?), с прицепами с открытыми площадками (есть предположение, что прицепы взяты от московского "паровичка"). Что интересно, вагон с бортовым номером «1» работал еще в 1955 году (и, наверное, еще дольше). В 1930 году линию от Красноуфимской улицы продлили до вокзала Пермь-II, осуществив дореволюционный план. Изначально по линии пустили маршрут № 1, потом, после войны, длинный маршрут от Перми-II до Сада Свердлова стал хорошо знакомой теперь "четверкой".
В 1930 году построена линия по улице Карла Маркса - поперек существующей первой линии; трамваи пошли от начала улицы до парка им. Горького. Это был маршрут № 2. В 1931 году ее продлили от парка на несколько кварталов, а в 1932-м - по Сибирскому тракту довели до завода № 19 (имени Сталина, ныне "Пермские моторы"). С другого конца линию тоже продлили - в 1937 году от начала улицы Карла Маркса до вокзала Пермь-I и пристаней, которые находится у самого берега реки Камы. В 1932-33 годах в районе Перми-II сделали ответвление от первой линии, и трамваи в обход железнодорожной станции пошли в промзону в районе Заимка - по улице Дзержинского, затем через тоннель под железной дорогой в район шпалозавода (лесокомбинат "Красный Октябрь"). Эта линия очень долгие годы была однопутной, и, по сути, "времянкой", так как при строительстве сильно экономили. Вот тогда-то управлению трамвая и выделили рядом с этой линией участок земли - там были и жилые бараки, и профилакторий для вагонов, а сейчас - депо № 1 ("Красный Октябрь"). Маршрут № 3, который стал ходить в этот район, существует и сейчас.
В 1940-41 годах в поселок завода им. Сталина, выросший на месте городских свалок, была проведена еще одна линия - тоже от улицы Карла Маркса, по улицам Белинского и Громова (ныне часть улицы Куйбышева, а в те годы улицы Громова и Куйбышева, где была когда-то конечная остановка первой линии, даже не соединялись). Линия доходила до завода имени Калинина, который находится сразу за заводом имени Сталина. Движение открыли в феврале 1941 года. Соответственно, по Сибирскому тракту проходили второй и шестой (а некоторое время - еще четвертый и пятый) маршруты, а на завод имени Калинина - восьмой.
Вот, пожалуй, и все, что было выстроено до войны. Отмечу, что линия по улице Карла Маркса, как и линия на Заимку, были заложены в дореволюционном плане! Из нереализованного тогда осталось: линии по Монастырской улице (Орджоникидзе), Торговой (Советской), Красноуфимской (Куйбышева), которые должны были сходиться на крупном трамвайном узле в районе Черного рынка (Сквер Уральских Добровольцев), соединяясь там с линией по Покровской улице (Ленина), которая суть первая линия, открытая в 1929 году.
Получили некоторое развитие и грузовые перевозки - в составе вагонного парка было несколько грузовых платформ и один электровоз. Существовали специальные подъездные линии к предприятиям, ответвлявшиеся от основных линий. Однако объемы перевозок были небольшими.
Подвижной состав состоял исключительно из двухосных вагонов: Ф, Х, было два ленинградских МС-а, ну и разномастные прицепы. Существующего трамвайного парка не хватало, вагоны "ночевали" даже на путях на улицах, прилегающих к старому Разгуляйскому парку. Строительство нового депо требовало много средств.
Во время Великой Отечественной войны трамвай работал в усиленном режиме. Количество проживающих в городе людей, как и число предприятий, резко увеличилось. Расширилась грузовая система, т.е. были построены новые подъездные линии к заводам, тупики для разгрузки вагонов. Кроме того, трамваи использовали для перевозки раненых от вокзала к некоторым госпиталям. Скорее всего, после войны грузовая система просуществовала не очень долго, и в настоящее время никаких грузовых веток не сохранилось.
После войны некоторое время линии не строились, даже не было возможности одноколейную линию на Заимку переделать в двухпутку (это случилось только в 1956 году). Только в 1948 году составлена смета строительства нового трамвайного депо (ныне "Красный Октябрь"), и этот проект начал как-то продвигаться. В этом же году в город поступили первые вагоны типа КТМ-1 с прицепами КТП-1. В 1949-1953 годах было несколько четырехосных прицепных вагонов КП, переданных из Москвы; два из них были переделаны в моторные. В 1952 году трасса по Сибирскому тракту (маршрут № 6) продлена до велозавода.
Конец пятидесятых годов ознаменовался крупнейшим строительством. В 1957 году построена линия, соединяющая улицу Громова (сейчас Куйбышева) и улицу Ленина (по Громова, Революции, Пушкина, Борчанинова), образовавшая городское кольцо (правда, кольцевой маршрут так и не был организован). Открыли маршрут № 5 (Пермь-II - завод Калинина). В 1958 году сдана линия к нефтезаводу в Осенцах, проложенная от улицы Пушкина через район Балатово, который стремительно рос вместе с нефтезаводом. Собственно, нефтезавод ее и строил, а так как сам он находится далеко за городом (и даже далеко от района Балатово), то трамвайные пути пролегли за городскую черту, в район деревни Осенцы. Там линия уже шла вдоль завода. Вместе с линией построено депо № 2 ("Балатово"), куда поступали только новые вагоны (КТМ/КТП-1). По некоторым сведениям, непродолжительное время балатовская трамвайная линия действовала автономно от остальной городской сети, пока "окончательно" доделывали соединение с центром города. А затем были открыты два маршрута - № 2 (к тому времени старый маршрут № 2 уже не существовал) из Осенцов к горьковскому кольцу, и № 9 - из Осенцов к заводу Дзержинского (по пути на Заимку). В 1959 году трамвайное и автомобильное движение перенесено с узкого Егошихинского моста на Северную дамбу. В 1960-м - сдана линия от завода Калинина до станции Бахаревка (продлена существовавшая линия и маршрут № 5). В эти же годы появились планы убрать трамвайные рельсы с части улицы Карла Маркса в пользу троллейбуса. Чтобы компенсировать потерю, в 1961 году построена "обходная" линия по улицам Горького и Революции, по которой могли бы ходить трамваи 6-го и 8-го маршрутов. Однако линию по улице Карла Маркса в те годы так и не смогли снять, и по ней продолжали ходить вагоны 6-го маршрута, а по улице Горького пустили "восьмерку". Подробнее...
Подготовлено по материалам сайта http://tranviaperm.narod.ru/