Вопрос-ответ

В данном разделе публикуются ответы на часто задаваемые вопросы.

Потребительский рынок
Существуют ли ограничения режима работы в предприятиях потребительского рынка, в том числе при розничной продаже алкогольной продукции? Определены ли дни, в которые ограничена розничная продажа алкогольной продукции?

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», с Законом Российской Федерации от 07.12.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере потребительского рынка, самостоятельно устанавливают режим работы предприятий.

Вводить ограничения режима работы предприятий потребительского рынка, за исключением муниципальных, органы местного самоуправления не правомочны.

Законодательством Российской Федерации (Федеральным законом от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукцией и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции») предусмотрено ограничение розничной продажи алкогольной продукции, в том числе пива.

Не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 10.10.2011 № 755-п (в редакции от 10.11.2017) «Об установлении дополнительных ограничений условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, требований к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда)» на территории Пермского края не допускается розничная продажа алкогольной продукции в Праздник Весны и Труда (1 мая), в День Победы (9 мая), в День пограничника (28 мая), в Международный день защиты детей (1 июня), в День России (12 июня), в День воздушно-десантных войск (2 августа), в День знаний (1 сентября (в случае если 1 сентября приходится на воскресенье - в следующий за 1 сентября рабочий день), в День народного единства (4 ноября), в день проведения в общеобразовательных организациях мероприятия «Последний звонок», проводимого на территории муниципального образования Пермского края в соответствии с муниципальным правовым актом, но не более чем на 1 день).

 

Потребительский рынок
Возможна ли разгрузка товаров в предприятиях торговли во дворе жилого дома?

В соответствии с п.3.7 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от 10.06.2010 №64 «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10» не допускается загрузка материалов, продукции для помещений общественного назначения со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры.

Контроль за соблюдением санитарных норм и правил на территории города Перми осуществляет Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю (г. Пермь, ул. Куйбышева, 50).

Земельные отношения
Каков предельный размер земельного участка, который может быть присоединен при межевании?

В соответствии с пунктом 32 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основанием для приостановления государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о площади земельного участка является случай, если площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.

Таким образом, изменение площади земельного участка при уточнении сведений допускается на величину не более чем десять процентов либо на величину, не превышающую предельный минимальный размер земельного участка.

Земельные отношения
Какой перечень документов необходим для государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета земельного участка

1) заявление (я) о государственной регистрации и постановке на государственный кадастровый учет (в случае, если участок не стоял на кадастровом учете), заполняется специалистом приема в офисах Кадастровой палаты или Многофункционального центра.

2) правоустанавливающий документ на земельный участок.

В случае если право возникает на основании сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права может быть представлено таким органом государственной власти или органом местного самоуправления.

3) межевой план земельного участка (готовится кадастровым инженером).

4) документ, удостоверяющий личность заявителя (оригинал);

5) документ об уплате государственной пошлины (оригинал и копия). (Не представляется, если физическое лицо на основании статьи 333.35 НК РФ освобождено от уплаты государственной пошлины; в случаях, установленных статьей 333.35 НК РФ, вместо указанного документа представляется документ, являющийся основанием для предоставления льготы (оригинал и копия).

6) документ, подтверждающий полномочия представителя (если от имени стороны договора (физического лица) действует представитель (оригинал и копия);

7) иные документы, которые в установленных законодательством случаях необходимы для государственной регистрации.

Результат услуги: выписка из Единого государственного реестра недвижимости (оригинал).

Земельные отношения
Какие документы необходимы для уточнения местоположения границ?
  1. Документ, удостоверяющий личность заявителя
  2. Заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости.  Заявление об учете изменений вправе подать собственник или представитель собственника. Если с заявлением обращается представитель, необходимо представить нотариально удостоверенную доверенность. С заявлением об учете изменений  можно обратиться в КГАУ «Пермский краевой многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Пермского края».
  3. Межевой план земельного участка. Межевой план является основанием для осуществления государственного кадастрового учета. Для оформления межевого плана необходимо заключить договор на его подготовку с кадастровым инженером, имеющим квалификационный аттестат. Реестр кадастровых инженеров размещен на официальном сайте Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: https://rosreestr.ru.

При подготовке межевого плана кадастровый инженер, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ смежных с образуемым земельных участков, сведения о которых внесены в Государственный кадастр недвижимости, должен оформить акт согласования местоположения границ земельного участка с правообладателями соседних земельных участков. Нарушение процедуры согласования границ со смежными землепользователями может привести к оспариванию результатов межевания соседями.

В согласовании местоположения границ от имени собственников вправе участвовать также представитель собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченный на такое согласование принятым в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации решением общего собрания указанных собственников (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав общего имущества указанных собственников).

ВНИМАНИЕ! Если по результатам рассмотрения поданного Вами заявления о постановке на кадастровый учёт или об учёте изменений (при уточнении границ земельного участка) с межевым планом, подготовленным кадастровым инженером, Вы получаете решение о приостановлении государственного кадастрового учёта по причине допущенных кадастровым инженером ошибок, то такие ошибки кадастровый инженер обязан Вам  устранить бесплатно в самые короткие сроки.

Обращаем внимание владельцев земельных участков! При неуточненных границах земельного участка есть риск возникновения споров с соседями или нарушения земельного законодательства в части самовольного захвата части земельного участка.

Для того, чтобы избежать вышеуказанных негативных последствий рекомендуем провести кадастровые работы по уточнению местоположения границ и площади земельных участков, а затем представить выше перечисленные документы в Управление Росреестра по Пермскому краю для внесения информации в Единый государственный реестр недвижимости.

Земельные отношения
Какой порядок оформления права собственности на земельный участок под 2-квартирными домами, в том числе, если часть дома (квартира) принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования или на нее выдан ордер?

Право постоянного (бессрочного) пользования является вещным правом, устанавливаемым в отношении земельных участков (ст.216 Гражданского кодекса РФ). Ордер выдавался в отношении жилых помещений, предоставляемых на условиях социального найма (ст.47 Жилищного кодекса РСФСР, утв. ВС РСФСР 24.06.1983). Возможность приобретения гражданином в собственность земельного участка, занятого домом, в котором расположена квартира, не находящаяся в его собственности, законом не предусмотрена.

Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством (п.6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47).

Таким образом, 2-квартирный дом является многоквартирным домом. Приобретение в собственность земельных участков собственниками помещений многоквартирного дома осуществляется в соответствии со ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», согласно которой:

- в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме;

- со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

- формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

 

Жилыми домами блокированной застройки являются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (ст.49 Градостроительного кодекса РФ).

Исходя из указанного понятия, собственникам должны принадлежать блоки, представляющие собой самостоятельные (не отдельностоящие) жилые дома (не квартиры), под которыми могут быть сформированы земельные участки. В указанном случае права на земельные участки приобретаются в порядке, установленном ст.39.20 Земельного кодекса в случае, если участок находится в государственной или муниципальной собственности, или по иным гражданско-правовым основаниям в случае, если участок находится в частной собственности (например, из сделок).

Государственная регистрация прав на земельные участки осуществляется на основании заявления лица, право которого возникает (собственника квартиры или блока) с приложением документа, устанавливающего возникновение права, за исключением случаев возникновения права в силу закона.

В случае если право на земельный участок, возникает на основании сделки, заключенной с органом государственной власти или органом местного самоуправления, регистрация права на земельный участок осуществляется на основании заявления указанного органа и прилагаемых к нему документов в отношении соответствующего объекта недвижимости (ст.19 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

За государственную регистрацию права взимается государственная пошлина с физических лиц - 2 000 рублей.

За государственную регистрацию доли в праве общей собственности на общее недвижимое имущество в многоквартирном доме - 200 рублей. 

Земельные отношения
Какая ответственность предусмотрена за использование земельного участка без оформленных документов?

Основания для возникновения прав на земельные участки  установлены гражданским законодательством, федеральными законами (п. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ). Эти права подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам  исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (ст. 39.2. Земельного кодекса РФ).

Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа.

 Если кадастровая стоимость земельного участка определена, на граждан возлагается штраф в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 5000 рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 20000 рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100000 рубле.

Если кадастровая стоимость не определена, на граждан возлагается штраф в размере от 5000 до 10000 рублей; на должностных лиц - от 20000 до 50000 рублей; на юридических лиц - от 100000 до 200000 рублей (ст. 7.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ).

Земельные отношения
Как установить вид разрешенного использования для земельных участков?

Управление Росреестра по Пермскому краю разъясняет порядок установления вида разрешенного использования для земельных участков.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории по целевому назначению и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства.

Виды разрешенного использования (основные, условно разрешенные, вспомогательные) земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются в градостроительном регламенте. Основные виды разрешенного использования устанавливаются в обязательном порядке применительно к каждой территориальной зоне.

В соответствии с частью 3 стать 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования (далее - ВРИ) на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Основные и вспомогательные ВРИ земельных участков самостоятельно выбираются правообладателями земельных участков без дополнительных разрешений и согласования. Не могут выбрать: органы государственной власти, местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Условно разрешенный вид использования не может быть выбран правообладателем самостоятельно.

Чтобы получить разрешение главы местной администрации на условно разрешенный вид использования, нужно пройти специальную процедуру (определена в ст. 39 Градостроительного кодекса РФ), которая предусматривает в том числе, проведение публичных слушаний или общественных обсуждений. При внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости регистратор проверяет, была ли проведена процедура, предусмотренная законодательством.

Изменение ВРИ возможно по заявлению собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев.

Арендатор земельного участка тоже может обратиться с заявлением об изменении вида разрешенного использования участка. Но необходимо помнить, что нельзя внести изменения, касающиеся вида разрешенного использования, в договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона или в случае признания аукциона несостоявшимся с лицами, указанными в пункте 13, 14 или 20 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ.

Важно. Правообладатель не может самостоятельно изменить ВРИ земельного участка, если он расположен на сельскохозяйственных угодьях земель сельскохозяйственного назначения.

Изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Случаи перевода указаны в Федеральном законе «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (от 21.12.2004 №172-ФЗ, ст.7). Например, установление или изменение черты населенных пунктов.

На заметку. Если земельные участки и объекты капитального строительства расположены на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, решение об изменении одного вида разрешенного строительства на другой вид принимаются в соответствии с федеральными законами.

 

Земельные отношения
Что нужно делать, если истекает срок аренды земельного участка?

Арендаторы земельного участка должны следить за датой окончания срока действия договора. 

Граждане и юридические лица, которые арендуют земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов, если земельный участок предоставлен в аренду без проведения торгов, и если земельный участок предоставлен на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства (п. 3 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ).

Заявление о заключении нового договора аренды должно быть подано  арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка.

Заключить новый договор аренды можно на участок, если исключительным правом на приобретение земельного участка (в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, другими Федеральными законами) не обладает иное лицо, а также ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с арендатором.

На момент заключения нового договора аренды земельного участка, если предыдущий договор аренды был заключен без проведения торгов, должны быть основания (предусмотрены ст. 39.6 Земельного кодекса РФ) для предоставления земельного участка без проведения торгов.

Если порядок заключения договора на новый срок нарушен, и время упущено, то в большинстве случаев вопросы оформления прав на землю решаются в судебном порядке.

Арендаторам необходимо самостоятельно переоформлять  документы на землю, на органы местного самоуправления не возложены функции информирования о необходимости переоформления договора аренды.

Земельные отношения
Как зарегистрировать права на садовый дом?

Управление Росреестра по Пермскому краю сообщает: с 1 января 2017 года начал действовать новый порядок государственной регистрации прав на строения, расположенные на садовых и дачных участках (далее – садовые дома) (определен Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ) (далее – новый закон).

Новый закон установил необходимость проведения кадастрового учета таких объектов недвижимости в заявительном порядке. При этом государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на указанные объекты осуществляются одновременно. Заявитель, обращаясь за государственной регистрацией прав, также подает заявление о государственном кадастровом учете объекта недвижимости.

С 1 января 2017 года вместо декларации, подтверждающей факт создания объекта недвижимости, предоставляется технический план объекта недвижимости, а также правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект недвижимого имущества (если права на него еще не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости).

Технический план объекта недвижимости содержит сведения об объекте недвижимости, которые необходимы для постановки дома на государственный кадастровый учет. Технический план готовится, в основном, в виде электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, который его подготовил.

Сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. Она прилагается к техническому плану.

Технический план, таким образом, содержит более точные, полные и достоверные сведения об объекте недвижимости.

С 1 января 2017 года также сократился срок проведения государственного кадастрового учета и регистрации прав. Он составляет десять рабочих дней с даты приема органом регистрации прав соответствующего заявления и пакета необходимых документов (12 рабочих дней с даты приема соответствующего заявления многофункциональным центром).

Размер государственной пошлины за проведение государственной регистрации прав на садовый дом не изменился и составляет 350 рублей.