Порядок обжалования муниципальных правовых актов
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно статье 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, решения и действия (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в судах общей юрисдикции или в арбитражном суде в установленном законом порядке.
Устав города Перми в статье 54 устанавливает следующую систему муниципальных правовых актов:
1) Устав города Перми, правовые акты, принятые на местном референдуме;
2) решения Пермской городской Думы;
3) постановления и распоряжения председателя Пермской городской Думы по вопросам организации деятельности Пермской городской Думы;
4) постановления и распоряжения Главы города Перми, принятые в пределах полномочий, установленных федеральными законами, настоящим Уставом;
5) постановления и распоряжения администрации города Перми;
6) распоряжения и приказы руководителя аппарата администрации города Перми, распоряжения и приказы руководителей функциональных и территориальных органов администрации города, распоряжения функциональных подразделений администрации города;
7) распоряжения и приказы председателя Контрольно-счетной палаты города Перми.
Порядок оспаривания нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными полномочиями, должностных лиц, муниципальных служащих регулируется главами 21, 22, 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ).
Порядок оспаривания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц регулируется главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту АПК РФ).
1. Основные положения главы 21 КАС РФ
Правом на обращение в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части обладают лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы, иные лица в соответствии со статьей 208 КАС РФ.
Административные дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции, за исключением административных дел об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, представительного органа муниципального образования, которые рассматриваются краевым судом в качестве суда первой инстанции (статьи 19, 20 КАС РФ).
Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим в силу части 6 статьи 208 КАС РФ может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Требования к административному исковому заявлению об оспаривании нормативного правового акта и о признании нормативного правового акта недействующим предусмотрены в статье 209 КАС РФ.
Административные дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются судом в срок, не превышающий двух месяцев со дня подачи административного искового заявления (статья 213 КАС РФ).
Вступившее в законную силу решение суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, их представителями и иными лицами, права, свободы и законные интересы которых затрагиваются решением суда (статья 217 КАС РФ).
2. Основные положения главы 22 КАС РФ
Правом на обращение в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, муниципального служащего обладают гражданин, организация, иные лица в соответствии со статьей 218 КАС РФ.
Административные исковые заявления подаются в районный суд по месту нахождения органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, а также в районный суд по месту жительства гражданина, являющегося административными истцом, в соответствии со статьями 19, 20, 22, 23, 24 КАС РФ.
Требования к административному исковому заявлению о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, предусмотрены статьей 220 КАС РФ.
Административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, если КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд (статья 219 КАС РФ).
Административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями рассматриваются судом в течение одного месяца, если иное не предусмотрено КАС РФ (статья 226 КАС РФ).
3. Основные положения главы 24 КАС РФ
Правом на обращение в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации обладают избиратели, участники референдума и иные лица в соответствии со статьей 239 КАС РФ.
Административные дела об оспаривании избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции (статья 19 КАС РФ).
Согласно части 1 статьи 240 КАС РФ административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах, если иное не предусмотрено КАС РФ.
Если иное не предусмотрено КАС РФ, административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, поступившее в суд в период избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования, должно быть рассмотрено и разрешено в течение пяти дней со дня его поступления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день, предшествующий дню голосования, в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в указанном административном исковом заявлении, требуют дополнительной проверки, оно должно быть рассмотрено и разрешено не позднее чем через десять дней после дня его подачи «(часть 1 статьи 241 КАС РФ).
4. Основные положения главы 24 АПК РФ
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, обладают граждане, организации и иные лица, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, а также иные субъекты в соответствии со статьей 198 АПК РФ.
Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действия (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 199 АПК РФ.
Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Срок может быть продлен председателем арбитражного суда до шести месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса (статья 200 АПК РФ).
Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению п. 8 ст. 201 АПК РФ.