Главные новости

На Градсовете при главе Перми эксперты и общественные деятели обсудили архитектурную концепцию проекта новой сцены Пермского театра оперы и балета

Проект новой сцены позволит не только использовать современные технологии и актуальные дизайн-решения с функциональной точки зрения, но и создаст новое уникальное пространство в историческом центре города.

Открывая заседание, глава Перми Дмитрий Самойлов подчеркнул, что неслучайно Градсовет проходит в действующем театре оперы и балета.

- Театр был построен почти 150 лет назад по проекту знаменитого архитектора Рудольфа Карвовского, который также спроектировал театр кукол, Дом Дягилева. Очень хотелось бы, чтобы тот проект, который мы сегодня будем обсуждать, стал таким же украшением нашего города, как действующее здание театра. Это, действительно, долгожданный объект для города и края. Сегодня проходит расширенное заседание Градсовета, в числе присутствующих представители краевого правительства, депутаты Законодательного собрания края и гордумы, театральная и архитектурная общественности, что еще раз подчёркивает значимость и знаковость обсуждения проекта, – отметил Дмитрий Самойлов.

Проект новой сцены Пермского театра оперы и балета представляли разработчики: компания «ГК Строй-Эксперт» (Санкт-Петербург), победившая в конкурсе на создание нового здания, и архитектурное бюро wHY (Нью Йорк), которое занимается дизайном внешнего облика театра, сюда относятся: зоны публичного пользования, фасадные и ландшафтные решения, интерьеры зрительской части.

Подход к проектированию предполагает получение максимально технологически оснащенного здания, где можно создавать спектакли с помощью самых современных театральных технологий. Так, например, в проекте предусмотрена специальная площадка для монтажа декораций, из которой их можно перемещать в разные залы, а значит играть спектакли, не прерываясь на монтажные работы.

Как отмечают разработчики, проект новой сцены полностью отвечает отраслевому заданию: учтены запросы оперной и балетной трупп, потребности оркестра, есть все ответы на вопросы о репетиционном процессе и работах технических служб театра.

Новое здание должно включать зрительный комплекс с двумя зрительными залами: на 1250-1350 мест и на 1150-1250 мест; сценический комплекс со сценой размером архитектурного портала не менее 16 на 10 метров (сцена – не менее 27 на 21 метр). Оркестровый комплекс будет содержать оркестровую яму с тремя рабочими подъемно-опускными площадками и подъемно-опускным барьером не менее чем на 100 музыкантов. В репетиционный комплекс на 400-800 мест войдут репетиционный зал для постановочных репетиций, три репетиционных зала балета, репетиционные залы хора и оперы. Первый этаж будет содержать просторные театральные мастерские: костюмерные и декорационные цеха. Общая площадь нового здания составит 33 700 кв. метров.

По словам архитектора-дизайнера компании wHY (известной проектами дизайна концертного зала имени В.Г. Росса в Эдинбурге, Музея изобразительных искусств в Луисвилле, крыла Рокфеллера в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, Музея Темпо в Маниле и др.) Андрия Стожича, при разработке архитектурной концепции стояло пять задач: создать новый центр притяжения, куда люди будут приходить независимо от происходящих здесь событий; «связать» улицу Ленина и Завод Шпагина, организовав сквозную пешеходную дорогу; использовать природные локальные материалы; сделать здание максимально функциональным; в полном объеме использовать техническое задание театра.

 Дизайн-проект предусматривает два центральных фасада – один выходит на улицу Ленина, другой обращен к Каме. В самом здании будет расположена смотровая площадка с панорамным видом на реку. Интересно, что проект новой сцены позволит не только использовать современные технологии и актуальные дизайн-решения с функциональной точки зрения, но и создаст новое уникальное пространство в историческом центре города. В перспективе оно станет еще одним местом притяжения жителей и гостей региона, позволит по-новому взглянуть на уникальность природного ландшафта в районе Разгуляя: соединит пространство реки и естественные возвышенности парковой зоной.

- В новом здании будет два зала: большой зал, рассчитанный на 1300 мест, и концертный зал со специальной акустикой. Планшет сцены второго зала будет полностью повторять планшет сцены основного зала, и его можно будет использовать для репетиций.
Еще важнейший момент – в подходах к проектированию заложено использование новейших театральных технологий. Сегодня, чтобы смонтировать современные декорации, у театра уходит порой неделя, а то и больше времени. Технологии в новом театре позволят увеличить скорость работы в три раза. Таким образом, у театра появится больше возможностей создавать творческий продукт,  – отметил Вячеслав Торчинский, министр культуры Пермского края.

- Проект новой сцены выполнен не только с учетом злободневных, то есть сегодняшних, запросов театра, но и прогнозирует технологические задачи, которые могут возникнуть в будущем. Проектировщики работали под нашим полным контролем, всё обсуждалось, были и резкие моменты. То, что мы видим сейчас, полностью соответствует нашему отраслевому техническому заданию: параметры обеих сцен, репетиционных и технических помещений, возможности для быстрого монтажа декораций. Что касается дизайна, то он разработан с оглядкой на пермский контекст, его локальные особенности, как, скажем, одноименный геологический период, который ассоциируется с Пермью в первую очередь в мировом контексте. Это сделано не вычурно, а в легком ассоциативном ключе, и это, скорее, плюс в данной ситуации. И не будем забывать все-таки об акустике: она должна быть в новом здании превосходной. Для музыкального театра это первостепенная задача, – подчеркнул Андрей Борисов, генеральный директор Пермского театра оперы и балета.

По итогам заседания члены Градсовета отметили необходимость проработки ряда сопутствующих вопросов и их учёта при представлении итогового проекта. Например, в части организации парковочного пространства, подъездов к зданию, а также проработку восприятия здания с разных видовых точек. При этом в целом при первичном обсуждении проект был высоко оценен профессиональным сообществом.

– Работа потрясающая. Очень радует единство образов и интерьера – в проекте это соединено очень удачно. Сферические, мягкие протяженные формы органично решают сложную задачу визуального сокращения протяженного перехода зрителей от входа в здание до зала – подчеркивают уникальность проекта. Необходима еще некоторая доработка проекта в части более убедительной связи с рельефом местности, но, в целом работа вдохновляющая, - отметил Виктор Щипалкин, заведующий кафедрой архитектуры Уральского филиала Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.

Строительство нового здания театра оперы и балета – один из ключевых проектов преобразования Перми к 300-летнему юбилею города. Планы по строительству новой сцены губернатор Пермского края, сейчас – министр экономического развития РФ – Максим Решетников презентовал Совету Федерации и получил поддержку. Большая часть финансирования строительства будет выделена из федерального бюджета.

- Считаю этот проект тонкой, интеллигентной работой, которая, тем не менее, нуждается в дальнейшей вдумчивой проработке, чтобы реализация оказалась не хуже представленного проекта, - подчеркнул Сергей Чобан, руководитель архитектурного бюро SPEECH.

Презентация проекта


Вернуться назад