Вопрос-ответ

В данном разделе публикуются ответы на часто задаваемые вопросы.

Земельные отношения
Как зарегистрировать права собственности на объект незавершенного строительства?

Государственная регистрация прав на создаваемый объект недвижимости осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом указанного объекта по заявлению собственника земельного участка или лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании:

- разрешения на строительство такого объекта;

- правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на создаваемые здание или сооружение (объект незавершенного строительства), для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, осуществляются на основании:

 - технического плана;

 - правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом РФ возможность размещения такого сооружения, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией права заявителя на такой земельный участок, за исключением случая использования земельного участка без предоставления или установления сервитута в соответствии с Земельным кодексом РФ.

За государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на объект недвижимости (объект незавершенного строительства, земельный участок) взимается государственная пошлина:

с физических лиц - 2 000 рублей;

с организаций - 22 000 рублей.

За государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый на таком земельном участке объект недвижимого имущества  взимается государственная пошлина 350 рублей.

Земельные отношения
Какие существуют «Подводные камни» при легализации гаражного бокса?

В настоящее время участились случаи приостановлений и отказов в государственной регистрации права собственности  членов кооперативов на гаражные боксы. Чаще всего заявитель в этом случае добросовестно выполнил все необходимые условия: выплатил пай и получил соответствующую справку, предоставил полный пакет необходимых документов, однако препятствия для регистрации все равно возникают. Чем же это вызвано?

Основными причинами приостановлений государственной регистрации являются отсутствие необходимых прав или документов у самого гаражного кооператива как юридического лица. Это может быть связано со следующими обстоятельствами:

- отсутствие документов, подтверждающих предоставление земельного участка данному кооперативу, или

- ликвидация гаражного кооператива как юридического лица.

В первом случае проблема может быть вызвана тем, что оформление прав на земельный участок не было доведено до конца (не был получен правоустанавливающий документ либо правоустанавливающий документ на земельный участок отсутствует у председателя гаражного кооператива). Чаще всего процедура оформления прав гаражного кооператива на земельный участок не доводилась до конца потому, что после получения первоначального решения органа местного самоуправления о разрешении строительства на отведенном земельном участке, с соблюдением необходимых условий возводился собственно гаражный кооператив, боксы, и на этом члены кооператива считали процедуру законченной, не получая более никаких документов о правах на земельный участок.

Ещё один вид приостановлений, связанных с отсутствием документов, подтверждающих предоставление земельного участка под строительство конкретного гаражного бокса, заключается в том, что гаражный бокс находится вне границ данного гаражного кооператива. Для решения вопросов о предоставлении земельных участков, о дополнительном предоставлении земельных участков уполномоченному лицу гаражного кооператива необходимо обращаться в орган местного самоуправления, в компетенцию которого входит принятие решений о предоставлении земельных участков. На территории города Перми этим органом является Департамент земельных отношений администрации города Перми (г. Пермь, ул. Сибирская, 15, http://www.gorodperm.ru в разделе Муниципальная собственность > Городские земли).

Второй причиной приостановления государственной регистрации может быть то, что справка о выплате паевого взноса выдана ненадлежащим лицом. Справка, подтверждающая полную выплату конкретным членом кооператива паевого взноса за свой гаражный бокс выдается председателем гаражного кооператива, в ней проставляются дата выдачи, подпись и фамилия лица, выдавшего справку. В случае, если на момент выдачи справки информация о гаражном кооперативе, от имени которого действует председатель, исключена из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), то такая справка не может являться правоустанавливающим документом, выданным надлежащим лицом. Это происходит в тех случаях, когда учредители кооператива (в данном случае, учредителями являются председатели гаражного кооператива и члены правления) не соблюдали условия, установленные для юридических лиц (предоставление необходимых сведений, отчетности), вследствие чего гаражно-строительный кооператив (ГСК) был исключен из ЕГРЮЛ. Чем же это грозит для остальных членов кооператива? Государственная регистрация права собственности на гараж в таком кооперативе становится невозможной.

В каких случаях сведения о гаражном кооперативе могут быть исключены из ЕГРЮЛ? Это происходит в случае наличия двух условий:

  1. Непредставление в течение последних двенадцати месяцев (т.е. в течение одного года) документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах;
  2. Неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету.

Решение о предстоящем исключении публикуют в журнале «Вестник государственной регистрации».

Что можно сделать для устранения причин, препятствующих государственной регистрации прав:

  1. Если в отношении вашего ГСК опубликовано решение об исключении из ЕГРЮЛ:

Что предпринять? Подать заявление в налоговый орган, принявший данное решение.

В какой срок подается заявление? Срок 3 месяца со дня опубликования решения.

Кто может подать данное заявление? Само юридическое лицо, кредиторы и заинтересованные лица, в нашем случае – собственники гаражных боксов.

В таком случае решение об исключении из ЕГРЮЛ принято не будет.

  1. Если лицо уже исключено из ЕГРЮЛ:

Как узнать? Данную информацию можно получить на сайте Федеральной налоговой службы https://egrul.nalog.ru , введя название вашего ГСК или его ИНН.

В какой срок необходимо подать заявление? Срок 1 год, со дня исключения из ЕГРЮЛ.

Кто подает заявление? Кредиторы и заинтересованные лица, т.е. – собственники гаражных боксов.

По истечении 1 года со дня исключения из ЕГРЮЛ юридическое лицо может быть восстановлено в судебном порядке. В таких случаях при решении в суде вопроса о восстановлении юридического лица следует уделить особое внимание прослеживанию факта правопреемства кооператива, с целью закрепления факта законного владения предоставленным земельным участком.

Особо следует отметить такой случай, как решение проблемы ликвидации записи о гаражном кооперативе из ЕГРЮЛ новым обращением за его регистрацией в налоговый орган, как нового юридического лица. При этом, самом нежелательном варианте решения возникшей ситуации, вопрос об оформлении прав на земельный участок по гаражными боксами необходимо будет решать новым обращением к соответствующему компетентному органу – Департаменту земельных отношений администрации города Перми, ни о каком правопреемстве прав на землю здесь речи быть не может, соответственно законность нахождения гаражных боксов на не предоставленном для этого земельном участке останется под вопросом.

Для того, чтобы не сталкиваться с подобными проблемами, каждому гражданину необходимо активно участвовать в деятельности кооператива, членом которого он является, интересоваться текущими вопросами деятельности, контролировать работу выборных руководящих должностей на предмет добросовестного исполнения своих обязанностей, путем участия в общих собраниях, личных запросов, и в случае выявления информации о ликвидации кооператива, призвать ответственных лиц к устранению такой ситуации в кратчайшие сроки.

 

Земельные отношения
Оформление права на земельный участок при утере документов. Какой порядок восстановления утраченных документов на объекты недвижимости?

Основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются:

1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

4) свидетельства о праве на наследство;

5) вступившие в законную силу судебные акты;

6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

7) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества (далее – правоустанавливающие документы) и представляемые для осуществления государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

На государственную регистрацию необходимо представление подлинника правоустанавливающего документа.

В случае утери правоустанавливающего документа, необходимо его восстановление путем обращения в зависимости от ситуации в орган или организацию, осуществляющие хранение вторых (иных) экземпляров утерянного документа, к нотариусу, удостоверившему указанный документ в случае его нотариального удостоверения для изготовления копии в установленном порядке. 

На государственную регистрацию может быть представлена архивная копия, архивная справка, архивная выписка, выданные в установленном порядке и отвечающие требованиям действующего законодательства в области делопроизводства и архивного хранения документов  или  копия документа, заверенная подписью руководителя (или уполномоченного на то должностного лица) с печатью органа (организации), от которого исходил данный документ или у которого в силу его компетенции находится подлинный экземпляр документа.

При невозможности восстановления утраченного документа необходимо обращение в суд в порядке особого производства с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение, или о признании права.

В случае утери документа, подтверждающего право на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, государственная регистрация возможна на основании выписки из похозяйственной книги, выданной органом местного самоуправления по форме, утвержденной приказом Росреестра от 07.03.2012 № П/103 «Об утверждении формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок». 

Земельные отношения
Как оформить в собственность вновь создаваемый объект недвижимости, размещенный на земельном участке, принадлежащем на праве собственности, и на земельном участке, предоставленном на праве пользования или аренды?

Государственная регистрация прав на вновь созданный объект недвижимости осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом указанного объекта по заявлению собственника земельного участка или лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве.

Исключение из указанного правила составляют случаи, когда государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления органа государственной власти или местного самоуправления и приложенного к нему разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, выданного указанными органами, в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В указанном случае государственная регистрация прав на созданный объект недвижимости осуществляется по заявлению правообладателя земельного участка после постановки объекта на кадастровый учет.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании:

- разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию (документ может не представляться заявителем, в этом случае он будет запрошен органом регистрации прав в порядке межведомственного взаимодействия);

- правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, осуществляются на основании:

 - технического плана;

 - правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом РФ возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

В случае, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен созданный объект недвижимости, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданный объект осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией права заявителя на такой земельный участок, за исключением случая использования земельного участка без предоставления или установления сервитута в соответствии с Земельным кодексом РФ.

За государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на объект недвижимости (созданный объект, земельный участок) взимается государственная пошлина:

с физических лиц - 2 000 рублей;

с организаций - 22 000 рублей.

За государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества  взимается государственная пошлина 350 рублей.

Земельные отношения
Какие земли можно оформить в собственность при расширении границ своего земельного участка.

Вопрос касается оформления так называемых «прирезок» (Федеральный закон от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Новые нормы распространяются на участки, находящиеся в собственности граждан и граничащие с государственными и муниципальными участками. Земля, за счет которой осуществляется "прирезка", не может быть территорией общего пользования, а также выходить за пределы "красных линий" – линий, которые обозначают границы коммуникаций, автомобильных дорог и иных линейных объектов, или относиться к другой территориальной зоне.

Обратиться за оформлением "прирезки" может владелец земли, предназначенной для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства и индивидуального жилищного строительства. При этом в результате перераспределения земли образуемый земельный участок должен соответствовать требованиям земельного и градостроительного законодательства, а площадь участка не может превышать предельный максимальный размер, установленный правилами землепользования и застройки территории в пределах градостроительной зоны (п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ). 

Кроме того, в случае, если из присоединяемых земель возможно образовать самостоятельный земельный участок для последующего его предоставления в рамках проведения аукциона, в перераспределении земельного участка будет отказано.

Земельные отношения
Как перераспределить земельный участок, находящийся в частной собственности (предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства), и земли (или) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности?

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - перераспределение земельных участков), допускается в случае нахождения таких земельных участков в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.

В целях заключения соглашения о перераспределении гражданин или юридическое лицо - собственники земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земельных участков (далее Заявление) в уполномоченный орган (на территории города Перми –Департамент земельных отношений администрации города Перми (далее - Департамент), г.Пермь, ул.Сибирская,15).

Постановлением администрации города Перми от 12.10.2015 № 744 утвержден административный регламент предоставления Департаментом муниципальной услуги "Перераспределение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее – Регламент).

С информацией о Регламенте, необходимых документах для предоставления муниципальной услуги, а также с бланком заявления можно ознакомиться на сайте www.gorodperm.ru в разделе «Муниципальные услуги».

Перераспределение осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее Схема).

Схема должна быть выполнена в соответствии с требованиями, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 27.11.2014 № 762.

При этом в результате перераспределения земли образуемый земельный участок должен соответствовать требованиям земельного и градостроительного законодательства.

Кроме того, в случае, если из присоединяемых земель возможно образовать самостоятельный земельный участок для последующего его предоставления в рамках проведения аукциона, в перераспределении земельного участка будет отказано.

Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения осуществляется за плату, размер которой определяется Правительством РФ, субъектом РФ или органом местного самоуправления, в зависимости от того, в чьей собственности находился земельный участок.

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления Заявления уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:

1) принимает решение об утверждении Схемы и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;

2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии соответствующих оснований (в соответствии с пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ и п.2.11 Регламента).

После получения решения об утверждении Схемы или согласия на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, заявитель обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельных участков, которые образуются в результате перераспределения, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете таких земельных участков.

В срок не более чем тридцать дней со дня представления в уполномоченный орган кадастрового паспорта земельного участка, образуемого в результате перераспределения, уполномоченный орган направляет подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков заявителю для подписания. Заявитель обязан подписать это соглашение не позднее чем в течение тридцати дней со дня его получения.

Уполномоченный орган отказывает в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, превышает площадь такого земельного участка, указанную в схеме расположения земельного участка или проекте межевания территории, в соответствии с которыми такой земельный участок был образован, более чем на десять процентов.

Порядок перераспределения земельного участка, предназначенного для садоводства, индивидуального жилищного строительства, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, представлен на СХЕМЕ №4.

Земельные отношения
Какие необходимо предпринять действия заинтересованному лицу в случае, если данное лицо имеет намерение приобрести земельный участок на территории г. Перми, находящийся в государственной или муниципальной собственности, на аукционе?

Порядок подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности устанавливает ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.

В случае, если земельный участок не образован и не стоит на государственном кадастровом учете согласно пп. 4, пп. 5 п. 4 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, подает заявление об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка в орган регистрации прав.

В случае, если земельный участок образован и стоит на государственном кадастровом учете согласно пп. 6, п. 4 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации заинтересованному лицу необходимо обратиться с заявлением в уполномоченный орган о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка, в данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка (уполномоченный орган на территории города Перми – Департамент земельных отношений администрации города Перми, г. Пермь, ул. Сибирская, 15).

Земельные отношения
Как осуществляется предоставление земельных участков под объекты недвижимости?

Предоставление земельных участков в аренду или собственность под объекты недвижимости  осуществляется без торгов в соответствии с п.2 ст.39.3, п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации города Перми от 05.09.2015 №624 «Об утверждении административного регламента предоставления департаментом земельных отношений администрации города Перми муниципальной услуги «Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, без проведения торгов»».

В соответствии со ст.39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение прав на земельные участки имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

Для приобретения прав на земельный участок заинтересованное лицо обращается в департамент земельных отношений или многофункциональный центр с заявлением и документами, перечень которых утвержден Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов», а также в соответствии со ст.39.17 ЗК РФ.  

В случае если земельный участок под объектом недвижимости не сформирован,  то в соответствии со ст.39.15 Земельного кодекса  Российской Федерации, с постановлением администрации города Перми от 04.09.2015 №625 «Об утверждении административного регламента предоставления департаментом земельных отношений администрации города Перми муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности»» принимается решение о предварительном предоставлении земельного участка.

Порядок приобретения земельного участка без торгов в собственность бесплатно либо за плату, в аренду, в постоянное бессрочное пользование, приобретение земельного участка в собственность или аренду Собственником здания, сооружения, расположенного на земельном участке за исключением приобретения земельного участка  для индивидуального жилищного строительства, садоводства представлен на  СХЕМЕ № 2.

Порядок приобретения земельного участка без торгов в собственность за плату, в аренду для индивидуального жилищного строительства, садоводства представлен на  СХЕМЕ № 2.1.

Порядок приобретения земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, для завершения его строительства однократно без проведения торгов (аренда на 3 года) представлен на  СХЕМЕ № 2.2.

Порядок приобретения земельного участка без торгов в собственность за плату либо в аренду для садоводства членами некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства представлен на  СХЕМЕ № 2.3.

Порядок приобретения в собственность земельного участка членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно в соответствии с Федеральным Законом «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 137-ФЗ» представлен на  СХЕМЕ № 3.

Земельные отношения
Каким образом осуществляется выдача решений о размещении объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов?

Статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (далее – Перечень).

Порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Пермского края без предоставления земельных участков и установления сервитутов, установлены постановлением Правительства Пермского края от 22.07.2015 № 478-п «Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Пермского края без предоставления земельных участков и установления сервитутов».

Порядок рассмотрения заявлений о выдаче решений о размещении объектов (далее – Решение) определен административным регламентом предоставления департаментом муниципальной услуги «Выдача решения о размещении объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности на территории города Перми, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», утвержденным постановлением администрации города Перми от 10.07.2017 № 517 (далее – Регламент).

Для рассмотрения возможности выдачи Решения необходимо обратится в КГАУ «Пермский краевой МФЦ ПГМУ» с соответствующим заявлением согласно Регламенту.

Формы заявлений, перечни документов размещены на официальном Интернет-сайте муниципального образования город Пермь (www.gorodperm.ru): раздел «Деятельность», «Муниципальная собственность», «Городские земли», «Порядок предоставления земельных участков», в КГАУ «Пермский краевой МФЦ ПГМУ».

Порядок рассмотрения заявлений о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка (далее – Разрешение) определен административным регламентом предоставления департаментом муниципальной услуги «Выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности на территории города Перми, без предоставления земельных участков и установления сервитута», утвержденным постановлением администрации города Перми от 30.10.2017 № 968 (далее – Регламент).

Для рассмотрения возможности выдачи Разрешения необходимо обратится

в КГАУ «Пермский краевой МФЦ ПГМУ» с соответствующим заявлением согласно Регламенту.

Формы заявлений, перечни документов размещены на официальном Интернет-сайте муниципального образования город Пермь (www.gorodperm.ru): раздел «Деятельность», «Муниципальная собственность», «Городские земли», «Порядок предоставления земельных участков».

Земельные отношения
Каков порядок расчета арендной платы за земельные участки, расположенные на территории города Перми.

Арендная плата за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в границах Муниципального образования «Город Пермь», рассчитывается в соответствии с законом Пермского края от 07.04.2010 № 604-ПК « О порядках определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пермского края, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, а также размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности Пермского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.»

Арендная плата за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без проведения торгов, расположенные на территории города Перми определяется в соответствии с порядком,  утвержденным решением Пермской городской Думы от 24.03.2015 № 68.

В соответствии с указанными нормативными актами арендная плата рассчитывается в процентном отношении от кадастровой стоимости земельных участков. Кадастровая стоимость земельных участков утверждена приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 12.11.2019 № СЭД-31-02-2-2-1393 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Пермского края». 

Получить информацию о кадастровой стоимости арендуемого Вами земельного участка Вы можете в Управлении Росреестра по Пермскому краю.

Информацию о государственной кадастровой оценке Вы можете посмотреть на сайте Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края https://migd.permkrai.ru/gko/.